Диагноз F 70 «Умственная отсталость легкой степени» входил в классификацию болезней МКБ-10, в главу «Психические и поведенческие расстройства». В новом классификаторе, не принятом в России, данная патология относится к разделу 6A00, объединяющем в себе нарушения интеллектуального развития.
Смена названия не случайна. Это не просто эвфемизм, изменилась и концепция, и диагностические подходы. Состояние рассматривается как динамическое, но ограничения сохраняются.
Чтобы узнать о ранних и поздних симптомах, критериях в разных руководствах и методах лечения, читайте статью. Для получения индивидуальной консультации по проблеме в клинке «КОГНИТИВ-ПЛЮС» запишитесь на прием по телефонам: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Используется практика строгого психометрического подхода с применением примерного диапазона IQ 50–69, что во взрослом возрасте соответствует 9–12 годам. В период обучения возможны трудности. Но работать большинство таких людей может, как и поддерживать хорошие отношения в социуме, вносить свой вклад в общественные процессы.
Важной и потенциально опасной составляющей, отличающей таких повзрослевших детей, является нравственная зависимость от окружающих. Отсутствие собственного мнения, моральной позиции. Они с легкостью нарушают инструкции и законы, если к этому побуждают «старшие».
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
Легкая форма умственной отсталости, тем не менее, характеризуется значительным снижением функциональных возможностей интеллекта и адаптивных способностей. Отклонение от среднепопуляционного уровня составляет 0,1–2,3 процентиля.
Для постановки диагноза применяются нормированные индивидуальные тесты. При их недоступности специалист отпирается на выраженность поведенческих показателей.
Отмечается, что представители группы часто испытывают трудности в распознавании смысловой нагрузки сложных речевых оборотов и в учебном процессе. Но в большинстве случаев справляются с повседневными обязанностями и практической деятельностью (при адекватном руководстве).
Повзрослев, могут самостоятельно жить при надлежащей поддержке. Без нее легко становятся «добычей» злоумышленников. К этому располагает высокий уровень приспособительных характеристик и низкий адаптивный потенциал, неразвитость морально-нравственных качеств и их недостаточная доступность.
Представители старой отечественной школы помнят этот диагноз как «олигофрения» с диагностическим критерием «моральная идиотия», описывающим людей с сохранным интеллектом, но с выраженной неспособностью к сочувствию, соблюдению норм и принятию моральных правил.
Позднее понятие было признано стигматизирующим и неточным, так как не отражало происхождения явления, а это сочетание заложенных природой факторов, условий формирования и влияние среды. Однако в контексте адаптации больных с интеллектуальным дефицитом, сильно зависящих от окружения и испытывающих затруднения в понимании инструкций, о данном аспекте важно помнить.
Понятие часто путают с приспособительной реакцией, возможностью с легкостью устанавливать хорошие отношения с окружающими, что не одно и то же. В рамках современной социально-адаптивной концепции понятие рассматривается в 3 сферах:
Указанные функции основываются на когнитивном потенциале: память, внимание, логика, планирование и др.
Когниции можно развивать, у больных с умственной отсталостью есть ограничение, но динамика возможна. На их основе формируют поведение: запоминать слова, различать их смысл, рассуждать, понимать написанный текст (инструкцию, задачу, закон), применять усвоенное в социальном общении, демонстрируя эмпатию, соблюдая этические и правовые нормы в процессе взаимодействия с другими. В процессе реализации достигать практического результата, не пренебрегая безопасностью.
Некритическое приспособление к среде — явление опасное, особенно учитывая невысокий уровень нравственного развития больных. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Суть данного понятия, а она несколько отличается в разных научно-психологических направлениях, открывает возможность к пониманию, что именно отстает у больных. А также, что такое перевернутая пирамида навыков, почему упущенное в школьные годы из-за ограниченных возможностей сужает выбор во взрослом возрасте.
Интеллект рассматривается как единый общий фактор (g-фактор, Ч. Спирмен). Его развитие — это рост и усложнение когнитивных операций, которые можно измерить тестами IQ. Отставание — низкий показатель по сравнению с возрастной нормой. Стандартное тестирование — главный инструмент. Ограничение подхода: игнорирование роли среды, мотивации, культурных особенностей.
Например, фактические показатели детей из сельских школ много ниже, чем у учеников областных центров. Поэтому на практике измерение относительно объективно при сравнении людей, находящихся в сходных условиях.
Но многое зависит от семьи, которая может как создать обстановку для прогрессирования в предпочитаемых областях, так и фактически подавить наклонности, в том числе путем непринятия образованности, высмеивания прилежности в чтении и грамотной речи.
Слово «отсталость», а не «отставание» в старом названии использовано не случайно. Концепция умственной отсталости формировалась в условиях ограниченного доступа к качественному образованию детей и еще более их родителей.
Поэтому низкие показатели изначально имели главным образом представители определенной среды. Как писал один из русских литераторов: это люди, занятые «тяжелым, изнуряющим, почти не оплачиваемым и убивающим разум трудом».
Интеллект развивается по стадиям, каждая из которых строится на предыдущей:
При недостаточности ребенок либо останавливается на ранней стадии, либо идет по ним с большим запозданием. Например, подросток с умеренной степенью остается на уровне конкретных операций — понимает счет и физические свойства предметов, но не способен к абстрактному мышлению.
Ум — не единая величина, а система различных познавательных функций: память, восприятие, планирование, логика, речь. Формирование происходит неравномерно. При нарушении страдает сразу несколько областей, но отдельные могут иметь хорошую сохранность. Например, неплохая зрительная память при трудностях при необходимости абстрагирования.
Важен баланс между когнициями и адаптивным поведением (бытовые, социальные, учебные навыки). Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
В норме человек должен быть способен учиться, рассуждать, решать задачи и адаптироваться к жизненным ситуациям. Это измеряется не только тестами IQ, но и оценкой трех сфер ключевых адаптивных навыков. Мы их перечислили выше — это концептуальные, социальные и практические области.
Отставание — устойчивое ограничение в одной или нескольких сферах. В разных научных школах понятие имеет различный, но в то же время не противоречащий другим подходам смысл. Рост IQ (психометрия), прохождение стадий мышления (Пиаже), гармоничное формирование когнитивных и адаптивных функций (современные модели) — все это грани одного явления.
При расстройствах наблюдается органическое или функциональное нарушение нервной системы, которое тормозит или искажает этот процесс на всех уровнях.
Для приобретения академических знаний, укрепление самостоятельности, подготовке к трудовой деятельности при умственной отсталости используется:
При поддержке — сохраняется способность к самостоятельной жизни, трудоустройству и созданию семьи. Но сопровождающие, если ребенок не находится в специализированном учреждении, должны пройти специальное обучение. Важно понимать его значимость, не пренебрегать регулярными консультациями со специалистами.
Важной составляющей является профилактика дезадаптивного поведения, учитывая подверженность влиянию и ограниченную доступность морально-нравственного развития. Таким детям непросто объяснить, что положения инструкции или закона имеют приоритет над мнением соседа, коллеги или родственника.
Легкая степень умственной отсталости не лишает человека шанса на полноценную жизнь. Своевременная диагностика, индивидуальная программа обучения и поддержка близких помогают освоить необходимые навыки, раскрыть способности и найти свое место в обществе.
Чтобы получить помощь специалистов клиники «КОГНИТИВ-ПЛЮС», звоните: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Наши врачи всегда на связи.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики