Код F 71 «Умственная отсталость умеренная» входит в классификацию болезней МКБ-10. В недавно увидевшей свет 11 версии руководства 6A00.1, не принятого в России, патология сохранилась, но название и концепция претерпели изменения. Там это «Расстройство интеллектуального развития умеренное».
О проявлениях болезни, подходах к постановке диагноза и лечению — читайте в статье. Чтобы получить индивидуальную консультацию по теме в клинике психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС», запишитесь на прием по одному из номеров: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Показатели IQ при этом виде умственной отсталости 35–49. Умственный возраст взрослых — 6–9 лет. В обучении и работе требуется поддержка. Возможны трудности в приобретении навыков адекватного коммуницирования.
В отличие от лиц с легким дефицитом, которые выстраивают хорошие отношения с окружающими в силу высокой приспособительной способности и низкой доступности критического мышления, представители этой категории не всегда справляются с взаимодействием в социуме. Они страдают от недостатка эмпатии (тяжело понять чувства — свои и другого), испытывают затруднения при усвоении правил, правовых норм.
При строгом ограничении, необходимости соблюдать инструкции, законы, играть по правилам теряются и не справляются уже на этапе интерпретации — им тяжело понять условия задачи, отчего легко вливаются в группы с криминальными наклонностями. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Снижение интеллектуального и адаптивного потенциала на 3–4 стандартных отклонения от средних показателей по популяции (0,003–0,1 процентиля). Нарушение обнаруживается в ходе универсального тестирования, а при его невозможности в основу ложатся клинические данные с учетом выраженности поведенческих показателей.
На практике это означает приоритет педагогического опыта над однократно проведенным тестом, который ребенок порой не проходит в силу индивидуальных особенностей, например, флегматичности. Кроме того, тестирование иногда невозможно в силу объективных причин: нарушения слуха, зрения, плохого знания языка мигрантом.
Для получения действительно относительно объективного результата требуется, чтобы тестируемые находились в одинаковых условиях или хотя бы занимались по одной программе. В противном случае слабые ученики, о которых заботятся, демонстрируют завышенные результаты, а более сильные, но запущенные — заниженные.
В целом же, развитие вербальных и ученических способностей у лиц с умеренной степенью умственной отсталости находится на разном уровне, но обычно это набор базовых навыков. Повзрослев, они нуждаются в существенной поддержке.
При описании расстройства мы будем использовать понятие «интеллектуальное функционирование» — это система когниций: память, логика, восприятие и др. Адаптивное поведение оценивается по 3 направлениям: концептуальное (письмо, счет, абстрагирование), социальное (эмпатия, соблюдение норм и правил), практическое (самообслуживание, безопасность).
Диагностические сведения кода по желанию специалиста и при необходимости дополняются другими, которые проясняют тяжесть, указывают на участок тела, создающий проблему и т. п.
В руководстве дано весьма подробное описание с разделением на концептуальные, социальные и проактивные адаптивные функции. По первым больные заметно отстают от ровесников. В дошкольном возрасте языковые и другие предакадемические навыки развиваются медленнее. По мере взросления дефицит сохраняется, и авторы руководства не считают нужным развивать этот потенциал у группы больных с умеренной умственной отсталостью.
Коммуникативное поведение отличается от средового. Для общения пациентами в основном используется устная речь, и она гораздо менее сложная, чем у ровесников. При этом способность к отношениям нормальная. Больные сохраняют связи с родными и друзьями на протяжении всей жизни, а иногда имеют романтические отношения.
Однако сигналы часто неверно интерпретируются. База для суждений, принятия адекватных решений недостаточна. Самообслуживание, включая питание, одевание, гигиену, находится на взрослом уровне при тщательном обучении, которое занимает продолжительное время. Но и в этом случае больные часто забывают о необходимом. Доступно трудоустройство по программам поддержки.
Также возможно дезадаптивное поведение, но в меньшинстве случаев. Как показывает практика, в российских условиях социальные проблемы часто являются следствием недостаточной просвещенности окружения, потому что нравственные поступки пациентов с умеренной умственной отсталостью фактически полностью зависят от среды. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
В МКБ-11 и DSM-5 жесткого порога коэффициента нет, это только инструмент. Например, ребенок с показателем выше 70 и выраженными проблемами с поведением (обсчет, нарушение инструкций, игнорирование предупреждений) получает диагноз. Обратная ситуация — низкий показатель в тестах при сохранной адаптивности. Например, лицо с глухотой и отсутствием опыта письма/чтения, но бытовой самостоятельностью.
Большой объем базовых навыков при умеренной умственной отсталости дает возможность развить более сложные. У пациентов с F 71 обнаруживаются «провалы» на ранних этапах. При росте требований среды формируется «перевернутая пирамида» — верхние уровни узкие и неустойчивые:
Зоны дефицита отмечаются уже на 1–2 ступени, верхние строятся с ограничениями либо не создаются вовсе.
Клинический случай. Взрослая женщина испытывает выраженные затруднения при расчете периметра треугольника, зная длину всех его сторон, но с легкостью справляется с подсчетом требуемого количества обоев для оклейки комнаты. Абстрагирование недоступно вследствие педагогической запущенности и неадекватных условий в семье при нормальном ментальном потенциале.
Эта концепция зародилась в XIX — начале XX века. На раннем этапе использовался термин слабоумие (idiocy, imbecility, feeble-mindedness). Заболевание классифицировалось по тяжести, часто на основе поведенческих наблюдений, а не интеллекта. Диагноз был статичным, считался «приговором». Причины рассматривались как преимущественно врожденные, «дегенеративные».
В первой трети прошлого столетия началась психометрическая эра. Были введены тесы IQ (Бине, Терман) с жесткими границами по баллам. Умственная отсталость — балл ниже 70 при наличии нарушений адаптации. Классификация изначально закрепилась как легкая, умеренная, тяжелая, глубокая (четыре степени). Основной недостаток подхода этого периода — коэффициент интеллекта рассматривался как единственный критерий, игнорировались социально-коммуникативные факторы.
С конца прошлого века наступил современный этап. Произошел поворот к адаптивному функционированию, которое оценивается в трех областях: концептуальной, социальной и практической. IQ по-прежнему используется, но теперь это вспомогательный показатель, не абсолютный. Возможные причины:
При коэффициенте 35–49 в дошкольном возрасте наблюдается явная задержка речи: ребенок произносит только простые фразы или отдельные слова к 4–5 годам. Игры — примитивные, с предметами, без сюжета.
В школьном периоде осваиваются элементарные занятия: счет до 10, чтение слов. Понимание ограничено конкретными ситуациями. Сильная зависимость от наглядности (малодоступно абстрактное) и прямого обучения. В процессе взросления возможно освоение простого труда в защищенной среде.
Для сравнения при IQ 50–69 (Ф 70) в дошкольном возрасте речь развивается с задержкой, словарный запас меньше нормы. Игра — простая, часто повторяющаяся, сюжетная появляется ближе к школе. Моторное развитие почти нормальное. Коммуникативные умения формируются, но медленно. В школьный период освоение чтения и счета требует специальных методик. Понимание сложных инструкций ограничено.
По мере взросления появляется возможность заниматься простым трудом, при поддержке вести самостоятельную жизнь. Слабые места — абстрагирование, планирование, обучение новым сложным умениям.
Умеренная степень умственной отсталости позволяет развивать базовое самообслуживание и простые трудовые умения, поддерживать взаимодействие. Применяемые инструменты:
Прогноз: частичная самостоятельность из-за ограниченной доступности практических умений и морально-нравственных ценностей.
При адекватном ведении доступен рост умений, но ограничения сохраняются. Появились программы раннего вмешательства, акцент на включении в общество (инклюзия, поддержка занятости).
Однако, чтобы быть способным оказывать помощь, родителям нужны знания, их приобретение — вопрос многих лет учебы и практики под руководством наставника. Мы предлагаем такое профсопровождение. Чтобы получить необходимую консультативную помощь в клинике «КОГНИТИВ-ПЛЮС» звоните: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики