Вызов на дом Запись на прием Заказать звонок

Диагноз F 73 (Умственная отсталость глубокая)

19.09.2025
Время на прочтение: 5 мин

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Поделиться

Содержание:

  1. Описание
  2. Пример функционирования
  3. Суть раздела F 70–F 79 и 6A00
  4. Клиническая картина
    4.1. Особенности постановки диагноза (общие для группы патологий интеллектуальной недостаточности)
  5. Концепция расстройства
  6. Лечение и поддержка
  7. Заключение

Диагноз F 73 (Умственная отсталость глубокая) – КОГНИТИВ-ПЛЮС Диагноз F 73 «Умственная отсталость глубокая» входит в 10 версию классификации болезней МКБ. В обновленной 11 он также присутствует, но называется «Глубокое расстройство интеллектуального развития». Это не эвфемизм, хотя стигматизация сыграла свою роль.

Сменилась концепция, понимание сути нарушений. Теперь состояние рассматривается как динамическое. Синдром — не приговор. И это имеет огромное значение, даже когда речь идет о пациентах с тяжелыми физическими патологиями, делающими невозможным нормальное умственное функционирование.

Подробнее о признаках, методах постановки диагноза и лечении — читайте в статье. Чтобы записаться на прием и получить персональную консультацию в клинике психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС», позвоните по одному из номеров: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.

Описание

По МКБ-10 — IQ до 20, умственный возраст ниже 3 лет. По МКБ-11 — снижение интеллектуального и адаптивного функционирования до уровня менее чем 0,003 процентиля, которое обнаруживается на основе различий в поведении.

Тестирование при таком уровне, а также тяжелой форме (Ф 72) дает ненадежные результаты, да и не имеет смысла. Школьное обучение таких больных обычно не проводится, они осваивают только наиболее простые навыки, что требует значительных усилий.

Исключения из группы: деменция, острая стрессовая реакция, неосложненная тяжелая утрата.

Справка! Под интеллектуальным функционированием понимаются познавательные способности: память, внимание и др. Под адаптивным — применение когниций в реальной жизни, включая счет, письмо, правила взаимодействия и безопасность.

Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?

Свяжитесь с нашим специалистом:

Пример функционирования

IQ менее 20. В дошкольном возрасте присутствуют тяжелые нарушения моторики, речи, часто множественные физические дефекты. Эмоциональные реакции примитивные (плач, смех, страх). Зависимость от ухода почти полная.

В школьном возрасте обучение ограничено формированием элементарных реакций (узнавание близких, простейшие условные связи). По мере взросления существенных изменений не происходит.

Суть раздела F 70–F 79 и 6A00

Суть раздела F 70–F 79 и 6A00 – КОГНИТИВ-ПЛЮС По МКБ-10 патология характеризуется затруднением или неполным становлением ума. Это особенно заметно в период формирования. Наблюдается отставание в областях, которые вносят вклад в общей уровень интеллекта, а именно: когнитивной, языковой, моторной или социальной. Указанное положение может являться следствием какого-либо физического или психического синдрома, но это не обязательное условие.

Оценка степени на основе стандартизированных тестов на интеллект по Ф72–Ф73 не проводится. Обследование дает приблизительное представление о ментальном статусе, степени отсталости. Диагноз во многом зависит от общей оценки интеллектуального функционирования квалифицированным специалистом.

Способности и уровень адаптированности изменчивы, какими бы слабыми они ни были, возможно улучшение в результате обучения или реабилитации. Но заключение делается на основании текущего состояния.

При необходимости для достижения точности разрешается использовать дополнительные коды, например, аутизм, телесные недостатки, эпилепсия.

По МКБ-11 отклонения, входящие в код, представляют собой группу, этиологически неоднородных состояний, развивающихся в ходе онтогенеза. Объединяет их дефицит умственного и поведенческого функционирования.

Критерием является снижение показателей индивидуального тестирования на 2,3 процентиля от уровня средних по популяции значений. Когда тесты невозможны, диагност вправе опираться на клинические суждения, основой для которых становится выраженность поведенческих показателей.

Нужна консультация?

Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы! или звоните
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

Клиническая картина

Концептуальные навыки связаны с физическим миром. Возможно целенаправленное использование предметов. Доступно развитие зрительно-пространственных навыков, например, отбор сходного на основе сопоставления характеристик и сортировка. Но проблемы со здоровьем могут мешать.

Символическая коммуникация с использованием речи и жестов ограничена. При усилиях можно ожидать понимания отдельных простых инструкций. Общение с близкими обычно осуществляется черед эмоции и радует.

Дезадаптивное поведение у этой группы, как и у других представителей категории, редкость. Но полезная активность в данном случае минимальна. Больные способны, например, подносить посуду к столу.

Особенности постановки диагноза (общие для группы патологий интеллектуальной недостаточности)

Особенности постановки диагноза – КОГНИТИВ-ПЛЮС Наряду с классическими способами диагностики, применяется западный подход. Например, дефициты американские специалисты оценивают, сравнивая с ровесниками, соответствующего возраста, пола и даже социокультурного уровня. То есть учитываются условия, в которых формируется малыш (заболевание всегда начинается в период развития).

Берется во внимание способность рассуждать, выносить суждения, решать задачи, строить планы, обучаться на основе инструкций и опыта, формировать практическое понимание. Для оценки выбираются психометрически валидные, комплексные, культурно приемлемые тесты. Для интерпретации результатов требуется клиническая подготовка и здравый смысл.

Адаптивность оценивается стандартно по 3 областям:

  • Академической, включая память, язык, чтение, письмо, математическое мышление, приобретение практических знаний, а также навыков решения проблем и суждения в новых ситуациях.
  • Социальной. Это подразумевает понимание мыслей и чувств, опыта других, эмпатию, общение и дружбу. Имеет значение не просто способность устанавливать контакт, но и выносить суждение об отношениях.
  • Практической. Сюда входит управление и самоконтроль в различных жизненных ситуациях. От ухода за собой, до выполнения должностных обязанностей в соответствии с инструкциями, обращения с деньгами. Оценивается самоконтроль поведения и зачатки организационных способностей.

При глубокой форме дефицита эти функции малодоступны, но критерии не меняются. Отсутствующая способность — есть показатель слабости здоровья.

Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!

Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:

Концепция расстройства

С момента появления диагноза в конце позапрошлого века она не менялась радикально. Но обновление подходов к диагностике и лечению сыграло большую роль. Современные специалисты постепенно переходят от первоначального синдрома-приговора к дифференцированию с помощью IQ и динамическому восприятию болезни.

Обучение и благоприятное эмоциональное общение возможно, даже если физические отклонения не позволяют достигнуть самообслуживания.

Лечение и поддержка

Подходы всегда подбираются индивидуально, учитывая возможности конкретного пациента, в рамках общих для всех групп целей терапии. Лечение как таковое не проводится, все усилия направлены на восполнение существующих дефицитов методом развития (тренировки) доступных для улучшения функций.

Задачи терапевтов-педагогов:Лечение и поддержка – КОГНИТИВ-ПЛЮС

  • максимальное раскрытие потенциала человека;
  • обеспечение навыков самообслуживания;
  • социоинтеграция и участие в жизни общества;
  • профилактика осложнений (поведенческих, соматических, эмоциональных).

Цели: поддержание жизненных функций, комфорт и безопасность. Методы:

  • постоянный уход;
  • паллиативная помощь при тяжелых сопутствующих заболеваниях;
  • сенсорное сопровождение — мягкие тактильные, звуковые, световые стимулы для улучшения качества жизни;
  • психологическая поддержка семьи — работа с чувством вины, истощением и изоляцией.

Заключение

Чтобы сделать жизнь с больным ребенком гармоничной, нужны знания и усилия по развитию его функций. Наши специалисты могут помочь составить план занятий, подготовить упражнения, а также готовы ответить на любые вопросы. Чтобы записаться на консультацию в клинику «КОГНИТИВ-ПЛЮС», звоните: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.

Литература:

  1. DSM-5. Diagnostic and statistical manual of mental disorder. American Psychiatric Association. 2012-2013.
  2. МКБ-10. ВОЗ. 2019.
  3. МКБ-11. ВОЗ. 2024.
Blog Author Image

Статью подготовил эксперт

Ломака Владимир Владимирович

Врач-психиатр с 15-летним стажем

Информация, представленная на странице, написана экспертом, является актуальной и достоверной

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

НАШИ ВРАЧИ

В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики

icon

Наши преимущества

Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности. Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности.
Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи. Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи.
Консультации для пациентов и их близких. Консультации для пациентов и их близких.
Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток. Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток.
Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику. Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику.
Доступные цены и высокое качество услуг. Доступные цены и высокое качество услуг.

Наши фотографии

Лицензии

Отзывы

160 Довольных пациентов

Все отзывы
Все отзывы
Оставить отзыв
5
Добавить фото
Заказать звонок
Записаться на прием
Заказать консультацию
Вызвать врача на дом
Заказать услугу