Диагноз F 73 «Умственная отсталость глубокая» входит в 10 версию классификации болезней МКБ. В обновленной 11 он также присутствует, но называется «Глубокое расстройство интеллектуального развития». Это не эвфемизм, хотя стигматизация сыграла свою роль.
Сменилась концепция, понимание сути нарушений. Теперь состояние рассматривается как динамическое. Синдром — не приговор. И это имеет огромное значение, даже когда речь идет о пациентах с тяжелыми физическими патологиями, делающими невозможным нормальное умственное функционирование.
Подробнее о признаках, методах постановки диагноза и лечении — читайте в статье. Чтобы записаться на прием и получить персональную консультацию в клинике психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС», позвоните по одному из номеров: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
По МКБ-10 — IQ до 20, умственный возраст ниже 3 лет. По МКБ-11 — снижение интеллектуального и адаптивного функционирования до уровня менее чем 0,003 процентиля, которое обнаруживается на основе различий в поведении.
Тестирование при таком уровне, а также тяжелой форме (Ф 72) дает ненадежные результаты, да и не имеет смысла. Школьное обучение таких больных обычно не проводится, они осваивают только наиболее простые навыки, что требует значительных усилий.
Исключения из группы: деменция, острая стрессовая реакция, неосложненная тяжелая утрата.
Справка! Под интеллектуальным функционированием понимаются познавательные способности: память, внимание и др. Под адаптивным — применение когниций в реальной жизни, включая счет, письмо, правила взаимодействия и безопасность.
Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?
IQ менее 20. В дошкольном возрасте присутствуют тяжелые нарушения моторики, речи, часто множественные физические дефекты. Эмоциональные реакции примитивные (плач, смех, страх). Зависимость от ухода почти полная.
В школьном возрасте обучение ограничено формированием элементарных реакций (узнавание близких, простейшие условные связи). По мере взросления существенных изменений не происходит.
По МКБ-10 патология характеризуется затруднением или неполным становлением ума. Это особенно заметно в период формирования. Наблюдается отставание в областях, которые вносят вклад в общей уровень интеллекта, а именно: когнитивной, языковой, моторной или социальной. Указанное положение может являться следствием какого-либо физического или психического синдрома, но это не обязательное условие.
Оценка степени на основе стандартизированных тестов на интеллект по Ф72–Ф73 не проводится. Обследование дает приблизительное представление о ментальном статусе, степени отсталости. Диагноз во многом зависит от общей оценки интеллектуального функционирования квалифицированным специалистом.
Способности и уровень адаптированности изменчивы, какими бы слабыми они ни были, возможно улучшение в результате обучения или реабилитации. Но заключение делается на основании текущего состояния.
При необходимости для достижения точности разрешается использовать дополнительные коды, например, аутизм, телесные недостатки, эпилепсия.
По МКБ-11 отклонения, входящие в код, представляют собой группу, этиологически неоднородных состояний, развивающихся в ходе онтогенеза. Объединяет их дефицит умственного и поведенческого функционирования.
Критерием является снижение показателей индивидуального тестирования на 2,3 процентиля от уровня средних по популяции значений. Когда тесты невозможны, диагност вправе опираться на клинические суждения, основой для которых становится выраженность поведенческих показателей. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Концептуальные навыки связаны с физическим миром. Возможно целенаправленное использование предметов. Доступно развитие зрительно-пространственных навыков, например, отбор сходного на основе сопоставления характеристик и сортировка. Но проблемы со здоровьем могут мешать.
Символическая коммуникация с использованием речи и жестов ограничена. При усилиях можно ожидать понимания отдельных простых инструкций. Общение с близкими обычно осуществляется черед эмоции и радует.
Дезадаптивное поведение у этой группы, как и у других представителей категории, редкость. Но полезная активность в данном случае минимальна. Больные способны, например, подносить посуду к столу.
Наряду с классическими способами диагностики, применяется западный подход. Например, дефициты американские специалисты оценивают, сравнивая с ровесниками, соответствующего возраста, пола и даже социокультурного уровня. То есть учитываются условия, в которых формируется малыш (заболевание всегда начинается в период развития).
Берется во внимание способность рассуждать, выносить суждения, решать задачи, строить планы, обучаться на основе инструкций и опыта, формировать практическое понимание. Для оценки выбираются психометрически валидные, комплексные, культурно приемлемые тесты. Для интерпретации результатов требуется клиническая подготовка и здравый смысл.
Адаптивность оценивается стандартно по 3 областям:
При глубокой форме дефицита эти функции малодоступны, но критерии не меняются. Отсутствующая способность — есть показатель слабости здоровья. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
С момента появления диагноза в конце позапрошлого века она не менялась радикально. Но обновление подходов к диагностике и лечению сыграло большую роль. Современные специалисты постепенно переходят от первоначального синдрома-приговора к дифференцированию с помощью IQ и динамическому восприятию болезни.
Обучение и благоприятное эмоциональное общение возможно, даже если физические отклонения не позволяют достигнуть самообслуживания.
Подходы всегда подбираются индивидуально, учитывая возможности конкретного пациента, в рамках общих для всех групп целей терапии. Лечение как таковое не проводится, все усилия направлены на восполнение существующих дефицитов методом развития (тренировки) доступных для улучшения функций.
Задачи терапевтов-педагогов:
Цели: поддержание жизненных функций, комфорт и безопасность. Методы:
Чтобы сделать жизнь с больным ребенком гармоничной, нужны знания и усилия по развитию его функций. Наши специалисты могут помочь составить план занятий, подготовить упражнения, а также готовы ответить на любые вопросы. Чтобы записаться на консультацию в клинику «КОГНИТИВ-ПЛЮС», звоните: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики