Рождение малыша — это не только огромные радость и счастье, но волнения, переживания. Родители, бабушки и дедушки внимательно следят за ростом и развитием малыша. Естественно, когда они замечают, что ребенок по мере взросления все чаще проявляет странное поведение и необычное выражение эмоциональных реакций, у него отмечаются двигательные и когнитивные нарушения, это может не вызывать у них беспокойства.
С чем связаны подобные отклонения и что делать? На эти вопросы ответить могут только врачи. В клинике психического здоровья прием ведут опытные психологи, психотерапевты и психиатры, хорошо знакомые с особенностями детского и подросткового возраста. Записаться к ним на консультацию можно позвонив по телефону +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Так называется целый спектр нейробиологических расстройств развития, которые оказывают непосредственное влияние на то, как индивид контактирует с окружающим миром. Фактически, это не болезнь, а особое состояние, сопровождающее его на протяжении всей жизни.
Одной из его разновидностей является аутизм. Он проявляется:
Проявления аутизма сильно различаются у разных пациентов. Одни из них оказываются полностью лишенными возможностей общения и нуждаются в постоянной поддержке близких или соцработников, а другие могут быть достаточно самостоятельными и независимыми, а порой даже достигать значительного успеха в определенных областях.
Например, на многих ответственных и сложных должностях в компании Microsoft трудятся сотрудники с аутизмом, которые вносят немалый вклад в разработку таких всемирно известных программных продуктов, как Windows, Azure и Office 365.
Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?
Так называется неполноценное формирование высших психических функций, обусловленное возникшей внутриутробно или в раннем детском возрасте патологией головного мозга и проявляющееся значительным снижением интеллекта и трудностью овладения практическими техниками, необходимыми для полноценной повседневной жизни.
Основным диагностическим критерием является низкий уровень показателя IQ — менее 70. Его снижение непосредственно влияет на способности к обучению и решению проблем, абстрактному мышлению.
Отмечаются ограниченные адаптивные навыки. Так называются умения, которые позволяют нам эффективно справляться с повседневными задачами, быть самостоятельными и успешно контактировать с окружающим миром. Они делятся на три категории:
Причинами интеллектуальной недостаточности могут выступать генетические аномалии, осложнения беременности и родов, некоторые заболевания, перенесенные в раннем детском возрасте. Клинически она имеет разные степени тяжести, от легкой (IQ 50–69) до глубокой (IQ от 20 и ниже). Именно этот фактор и определяет, в каком именно объеме психосоциальной поддержки нуждается индивид.
При проведении дифференциальной диагностики между аутизмом и умственной отсталостью учитывают особенности проявления их клинических признаков. Остановимся на этом чуть подробнее.
У детей с аутизмом речь в большинстве случаев соответствует возрасту. Однако они используют в создании речевых конструкций много фраз, выхваченных ими из фонового звукового окружения. Кроме того, с трудом идут на контакт и вместо слов предпочитают общение жестами. При этом хорошо осознают все, что говорят другие.
При умственной отсталости (УО) люди используют простые и выстроенные грамматически неправильно речевые конструкции. Они не могут произносить длинные и сложные предложения, с трудом понимают или вообще не понимают чужие высказывания. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Необходимость общения как с чужими, так и знакомыми вызывает у аутистов сильнейший дискомфорт. Стремясь избежать его, они стремятся к одиночеству, замкнутости. Не выносят взглядов «глаза в глаза», а при попытках их установить сразу отворачиваются.
Дети с УО проявляют желания общаться с окружающими. Они пытаются в объеме своих возможностей, вести диалоги, строить постоянные отношения, проявлять привязанность. Важно отметить, что эта категория пациентов легко поддерживает зрительный контакт.
Значительная часть лиц с аутизмом обладает нормальным интеллектом. Их главные трудности связаны именно с коммуникацией и поведенческими особенностями, а не с познавательными функциями.
Стоит отметить, что некоторые «дети дождя» отличаются высоким интеллектом. Они имеют глубокие познания, правда в очень в узких областях, великолепную память. Им удается достичь успехов в математике, программировании, музыке.
При интеллектуальной недостаточности познавательная деятельность человека ограничена четкими пределами. У него простой внутренний мир, а основная жизненная цель редко заходит дальше реализации естественных потребностей. При легкой степени расстройства он может освоить простые специальности, например, садовника, дворника, упаковщика, уборщика и т. п.
В большинстве случаев людям с аутизмом с трудом удается освоить самые простые ежедневные действия, такие как одевание, поддержание гигиены. Некоторые из них, даже с высоким интеллектом, становятся «бытовыми инвалидами» и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
Усвоение повседневных практик лицами с умственной отсталостью зависит от степени тяжести и регулярности проводимой коррекционной работы. Так, при легкой и умеренной степени удается обучить их простейшим способам самообслуживания. В других случаях это оказывается невозможным, и они нуждаются в посторонней поддержке. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Этим термином называют сосуществование у одного индивида двух и более не связанных между собой заболеваний. Так, по данным различных авторов, наличие признаков когнитивных нарушений той или иной степени выраженности наблюдаются у 30–50% лиц с расстройствами аутистического спектра. В таких случаях происходит наложение симптомов обоих состояний друг на друга, что создает уникальную клиническую картину.
Проблемы межличностного взаимодействия, характерные для РАС, усугубляются общим снижением интеллектуальных способностей при малоумии. Индивиду становится еще сложнее распознавать социальные сигналы, так как его мыслительные функции не позволяют полностью усваивать и качественно обрабатывать сложную информацию.
Стереотипное и повторяющееся поведение, присущее РАС, может быть более выраженным, так как у человека с УО меньше способов для саморегуляции или выражения эмоций.
Обучение при коморбидности становится крайне сложным. Специалистам приходится работать не только над специфическими аутистическими чертами, например, невербальной коммуникацией, но и над базовыми адаптивными способностями (самообслуживание, бытовые умения), характерными для задержки УО.
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
Оба рассматриваемых состояния по своей сути, как мы уже и отмечали выше, не являются заболеваниями. Поэтому и говорить об их лечении и тем более полном излечении не приходится. С пациентами работают специалисты в области дефектологии, психологии, психиатрии.
Для коррекции аутистической симптоматики используют такие методики, как:
Медикаментозная терапия показана исключительно для купирования некоторых аутистических симптомов, например, гиперактивности, тревожности, агрессии.
При УО основной целью коррекции становится подготовка индивида к максимально возможному в его ситуации самостоятельному существованию. Она включает в себя следующие направления:
Специалистами клиники психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» накоплен большой опыт коррекционной работы с юными пациентами с аутизмом и умственной отсталостью. Для записи на консультацию позвоните по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32, и наши операторы подберут наиболее удобное для вас время визита к доктору.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики