Любой ребенок неизбежно становится взрослым. Родителям важно, чтобы в этот период он вошел подготовленным, способным достигать целей и выходить с наименьшими потерями из сложных ситуаций. Для этого нужно начинать воспитание самостоятельности у детей с самого раннего возраста, для чего необходимо поддерживать с ними тесную эмоциональную связь и придерживаться принципа уважения к личности.
Если по этим вопросам возникли проблемы, требуется профессиональная консультация, звоните в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
С первых месяцев жизни начинается активное познание мира. Сначала лидирует тактильное, слуховое и визуальное восприятие, постепенно подключается логика. Она развивается поэтапно, поэтому в каждом возрастном периоде акцент приходится на разные виды деятельности, но всегда присутствует стремление к самостоятельному выполнению задачи.
Взрослым нужно это ценить и не ломать природный механизм, а поддерживать его, направляя в созидательное русло. Например, сначала ребенок научится ломать и только потом — строить. Не стоит пытаться перепрыгнуть эту стадию, лучше показать, что есть альтернатива разрушению, и она более интересная.
Все новшества должны облекаться в форму предложения, навязывание вызовет инстинктивное отторжение, а в некоторых случаях и отказ от повторных попыток. Не стоит стараться все сделать за малыша, даже есть и взрослому кажется, что так будет быстрее и правильнее. Ценно именно желание обойтись своими силами. Но надо учитывать и возможности по возрасту, ненавязчиво предлагая поддержку на трудных этапах.
До 3 лет идет формирование навыков самообслуживания. Необходимо предоставить свободу в процессе познания, при этом страхуя от травм и опасных действий, например, игры со спичками или острыми предметами.
К 5 годам вырастает потребность в самостоятельности, дети начинают отстаивать свое мнение, вступать в споры, стремиться к сохранению личного пространства. Появляется желание поддерживать порядок, ставить простые цели, меняется характер взаимоотношений с близкими. В этот период нужна чуткость и внимание, иначе велик риск задавить авторитетом.
При изменении социального статуса с дошкольника на ученика появляется новая сфера деятельности — учеба. Это требует развития способности к планированию, ответственности за свои действия и их последствия. Младший школьник способен сам собирать портфель, следить за чистотой одежды и жилого пространства, организовывать время для работы и развлечений, заботиться о домашних растениях и питомцах. К 12 годам эти элементы должны быть сформированы.
Подростковый возраст — наиболее ответственный этап развития самостоятельности ребенка. Подрастающей личности необходима свобода при разумной доле ненавязчивого контроля. Если предыдущие ступени взросления были пройдены успешно, то в пубертате особых проблем быть не должно. Идет совершенствование уже приобретенных навыков, расширяются полномочия, общение с близкими выходит на новый уровень.
Конфликты неизбежны, но в большинстве случаев это показатель эмоционального взросления и успешного выстраивания личной системы ценностей. При условии теплых доверительных отношений удается находить варианты компромиссов, устраивающих и старшее, и младшее поколение.
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
К нерешительности и инфантильности чаще всего приводит тактика поведения родителей. В стремлении сделать «как лучше» они полностью лишают детей права на ошибку, а вместе с ним и возможности полноценного разностороннего развития.
Основные предпосылки отсутствия инициативы и попыток получить новые умения — это издержки воспитания:
Кроме этого, причинами низкого уровня самостоятельности могут выступать органические нарушения работы мозга, сбои в функционировании эндокринной системы, задержка психического развития. Отсутствие похвалы и признания достижений малыша, постоянная критика и сравнение с другими не в его пользу отбивает желание выполнять задачи самому.
Парадоксально, но отсутствие личного свободного времени приводит к похожему результату. Когда все подчинено строгому регламенту, нет возможности «остановиться и подумать», возникает привычка полагаться на шаблоны, отказываться от поиска и рассмотрения альтернативных вариантов. Такие дети теряются в нестандартных ситуациях, не способны быстро реагировать и находить наилучший выход, эффективно применять подручные средства и материалы. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Формирование навыков самостоятельного выполнения дел, планирования, поиска альтернативных решений — длительный и достаточно сложный процесс. Родителям не нужно бросаться с помощью при первых же признаках неудачи, но и оставлять ситуацию на самотек нежелательно. В данном случае развитие самостоятельности ребенка требует некоторой свободы действий и уверенности в том, что он всегда сможет рассчитывать на поддержку взрослых при решении слишком сложной задачи.
Что не надо делать:
При воспитании нужно обязательно учитывать склад характера и особенности психики младших членов семьи, не нагружать неподъемными для них заданиями, помогать с организацией времени, поддерживать при разочарованиях и не скупиться на похвалу при достижениях.
Комплексные задачи для многих становятся непреодолимым на первый взгляд препятствием. На начальном этапе обязательно понадобится родительская помощь в выстраивании алгоритма действий. Для этого:
Основы подобных навыков формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По мере усложнения задачи ребенок не будет испытывать дискомфорта, поскольку уже усвоит, как справляться с такими делами быстро и с минимальными затратами сил.
Самоорганизация необходима, чтобы эффективно рассчитывать время и внутренние ресурсы. Важно показать ценность правильного распределения целей в течение дня. Для визуализации времени можно использовать водяные или песочные часы, это поможет вовремя собираться в школу, концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи за определенный период. На сигнал будильника стоит поставить шуточную напоминалку для более быстрого подъема и хорошего настроения.
Сначала нужно контролировать процесс, постепенно передавая ответственность за него ребенку. Нельзя подгонять и говорить о возможных неудачах, лучше планировать действия с небольшим запасом времени. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
В любом возрасте не поздно начать развитие самостоятельности. Желательно, конечно, делать это с первых шагов малыша, тогда ход событий не придется форсировать. По сути, ничего невероятного от родителей не требуется, достаточно:
Эти несложные психологические советы родителям по самостоятельности детей помогут выбрать правильную стратегию действий и постепенно формировать необходимые навыки.
В случае, когда ребенок не желает становиться самостоятельным, отвергает все попытки помощи и стремится уйти от личной ответственности, с ним нарушен эмоциональный контакт, приходите на консультацию в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Записаться к специалисту можно по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики