Вызов на дом Запись на прием Заказать звонок

Как воспитать самостоятельного ребенка

22.10.2024
Время на прочтение: 5 мин

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Поделиться

Содержание:

  1. Возрастные особенности развития ребенка
  2. Причины несамостоятельности
  3. Типичные родительские ошибки
  4. Методы формирования самостоятельности у детей
  5. Советы психологов

Как воспитать самостоятельного ребенка – КОГНИТИВ-ПЛЮС Любой ребенок неизбежно становится взрослым. Родителям важно, чтобы в этот период он вошел подготовленным, способным достигать целей и выходить с наименьшими потерями из сложных ситуаций. Для этого нужно начинать воспитание самостоятельности у детей с самого раннего возраста, для чего необходимо поддерживать с ними тесную эмоциональную связь и придерживаться принципа уважения к личности.

Если по этим вопросам возникли проблемы, требуется профессиональная консультация, звоните в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.

Возрастные особенности развития ребенка

С первых месяцев жизни начинается активное познание мира. Сначала лидирует тактильное, слуховое и визуальное восприятие, постепенно подключается логика. Она развивается поэтапно, поэтому в каждом возрастном периоде акцент приходится на разные виды деятельности, но всегда присутствует стремление к самостоятельному выполнению задачи.

Взрослым нужно это ценить и не ломать природный механизм, а поддерживать его, направляя в созидательное русло. Например, сначала ребенок научится ломать и только потом — строить. Не стоит пытаться перепрыгнуть эту стадию, лучше показать, что есть альтернатива разрушению, и она более интересная.

Все новшества должны облекаться в форму предложения, навязывание вызовет инстинктивное отторжение, а в некоторых случаях и отказ от повторных попыток. Не стоит стараться все сделать за малыша, даже есть и взрослому кажется, что так будет быстрее и правильнее. Ценно именно желание обойтись своими силами. Но надо учитывать и возможности по возрасту, ненавязчиво предлагая поддержку на трудных этапах.

До 3 лет идет формирование навыков самообслуживания. Необходимо предоставить свободу в процессе познания, при этом страхуя от травм и опасных действий, например, игры со спичками или острыми предметами.

К 5 годам вырастает потребность в самостоятельности, дети начинают отстаивать свое мнение, вступать в споры, стремиться к сохранению личного пространства. Появляется желание поддерживать порядок, ставить простые цели, меняется характер взаимоотношений с близкими. В этот период нужна чуткость и внимание, иначе велик риск задавить авторитетом.

Возрастные особенности развития ребенка – КОГНИТИВ-ПЛЮС При изменении социального статуса с дошкольника на ученика появляется новая сфера деятельности — учеба. Это требует развития способности к планированию, ответственности за свои действия и их последствия. Младший школьник способен сам собирать портфель, следить за чистотой одежды и жилого пространства, организовывать время для работы и развлечений, заботиться о домашних растениях и питомцах. К 12 годам эти элементы должны быть сформированы.

Подростковый возраст — наиболее ответственный этап развития самостоятельности ребенка. Подрастающей личности необходима свобода при разумной доле ненавязчивого контроля. Если предыдущие ступени взросления были пройдены успешно, то в пубертате особых проблем быть не должно. Идет совершенствование уже приобретенных навыков, расширяются полномочия, общение с близкими выходит на новый уровень.

Конфликты неизбежны, но в большинстве случаев это показатель эмоционального взросления и успешного выстраивания личной системы ценностей. При условии теплых доверительных отношений удается находить варианты компромиссов, устраивающих и старшее, и младшее поколение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!

Применяем современные эффективные методы лечения расстройств личности!Индивидуальный подход! Гарантия анонимности!

Причины несамостоятельности

К нерешительности и инфантильности чаще всего приводит тактика поведения родителей. В стремлении сделать «как лучше» они полностью лишают детей права на ошибку, а вместе с ним и возможности полноценного разностороннего развития.

Основные предпосылки отсутствия инициативы и попыток получить новые умения — это издержки воспитания:

  1. Причины несамостоятельности – КОГНИТИВ-ПЛЮС Авторитарный стиль. В основе — подавление самостоятельности в принципе, в приоритете действия по четким указаниям с неизбежным наказанием за невыполнение распоряжения. В таких условиях возникает страх, нерешительность, отказ от активной деятельности, склонность к подчинению. В противовес этому возможен бунт, принципиальное нежелание делать все по указке, что тоже не добавляет дисциплинированности и навыков самостоятельной работы.
  2. Гиперопека. Не позволяет повзрослеть, взять на себя ответственность за свои поступки, развиваться соответственно возрасту, совершенствовать умения выстраивать общение и действовать в команде. Итогом становится аморфность и слабая сила воли, нежелание предлагать свои решения, осваивать новое.
  3. Равнодушие и вседозволенность. Многие умения, например, рациональное распределение времени освоить без помощи взрослых проблематично. А некоторые подростки с анархичными устремлениями просто не желают загонять себя в определенные рамки, что, с одной стороны, приводит к низкой социальной ответственности, с другой — к неумению ставить цели и достигать их без посторонней поддержки, от которой они зачастую отказываются.

Кроме этого, причинами низкого уровня самостоятельности могут выступать органические нарушения работы мозга, сбои в функционировании эндокринной системы, задержка психического развития. Отсутствие похвалы и признания достижений малыша, постоянная критика и сравнение с другими не в его пользу отбивает желание выполнять задачи самому.

Парадоксально, но отсутствие личного свободного времени приводит к похожему результату. Когда все подчинено строгому регламенту, нет возможности «остановиться и подумать», возникает привычка полагаться на шаблоны, отказываться от поиска и рассмотрения альтернативных вариантов. Такие дети теряются в нестандартных ситуациях, не способны быстро реагировать и находить наилучший выход, эффективно применять подручные средства и материалы.

Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!

Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:

Типичные родительские ошибки

Формирование навыков самостоятельного выполнения дел, планирования, поиска альтернативных решений — длительный и достаточно сложный процесс. Родителям не нужно бросаться с помощью при первых же признаках неудачи, но и оставлять ситуацию на самотек нежелательно. В данном случае развитие самостоятельности ребенка требует некоторой свободы действий и уверенности в том, что он всегда сможет рассчитывать на поддержку взрослых при решении слишком сложной задачи.

Что не надо делать:

  • Типичные родительские ошибки – КОГНИТИВ-ПЛЮС постоянно «стоять над душой» с советами и поучениями;
  • использовать в общении приказной тон;
  • обрывать высказывания или рассуждения;
  • пытаться идти на опережение и развивать навыки, не характерные для определенного возрастного периода;
  • наказывать за последствия проявлений самостоятельности, если действия закончились неудачей;
  • переделывать то, что сделал ребенок, у него на глазах;
  • в последний момент делать за детей их работу, например, домашнее задание, нарушая таким образом причинно-следственные связи и не позволяя ощутить последствия своей лени.

При воспитании нужно обязательно учитывать склад характера и особенности психики младших членов семьи, не нагружать неподъемными для них заданиями, помогать с организацией времени, поддерживать при разочарованиях и не скупиться на похвалу при достижениях.

Методы формирования самостоятельности у детей

Комплексные задачи для многих становятся непреодолимым на первый взгляд препятствием. На начальном этапе обязательно понадобится родительская помощь в выстраивании алгоритма действий. Для этого:

  • основная цель разбивается на отдельные блоки;
  • каждая стадия выполнения работы в течение нескольких дней проговаривается;
  • затем устное напоминание заменяется графической шпаргалкой;
  • ненавязчиво контролируются самостоятельные действия.

Основы подобных навыков формируются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По мере усложнения задачи ребенок не будет испытывать дискомфорта, поскольку уже усвоит, как справляться с такими делами быстро и с минимальными затратами сил.

Самоорганизация необходима, чтобы эффективно рассчитывать время и внутренние ресурсы. Важно показать ценность правильного распределения целей в течение дня. Для визуализации времени можно использовать водяные или песочные часы, это поможет вовремя собираться в школу, концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи за определенный период. На сигнал будильника стоит поставить шуточную напоминалку для более быстрого подъема и хорошего настроения.

Сначала нужно контролировать процесс, постепенно передавая ответственность за него ребенку. Нельзя подгонять и говорить о возможных неудачах, лучше планировать действия с небольшим запасом времени.

Нужна консультация?

Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!

    Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
    или звоните
    Врач

    Ломака Владимир Владимирович
    Врач-психиатр

    Советы психологов

    В любом возрасте не поздно начать развитие самостоятельности. Желательно, конечно, делать это с первых шагов малыша, тогда ход событий не придется форсировать. По сути, ничего невероятного от родителей не требуется, достаточно:

    • Советы психологов – КОГНИТИВ-ПЛЮС интересоваться мнением, предпочтениями, увлечениями младших членов семьи;
    • давать право на ошибку;
    • оказывать помощь, стимулировать к выполнению задачи своими силами;
    • определять домашние обязанности;
    • оставлять не менее 1–2 часов свободного времени в день;
    • не навязывать свое видение мира;
    • подавать личный пример;
    • советоваться по важным семейным вопросам.

    Эти несложные психологические советы родителям по самостоятельности детей помогут выбрать правильную стратегию действий и постепенно формировать необходимые навыки.

    В случае, когда ребенок не желает становиться самостоятельным, отвергает все попытки помощи и стремится уйти от личной ответственности, с ним нарушен эмоциональный контакт, приходите на консультацию в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Записаться к специалисту можно по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.

    Литература:

    1. Вологодская, Ольга Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! / Ольга Вологодская. — Москва: ИЛ, 2012.
    2. Сартан, Галина Да — ответственности, нет — конфликтам! Тренинг самостоятельности у детей / Галина Сартан. — М.: У-Фактория, 2007
    3. Сыркина, В.Е. К психологии самостоятельности [Текст] / В.Е. Сыркина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л. : Кыштым, 1994. — № 52
    Blog Author Image

    Статью подготовил эксперт

    Ломака Владимир Владимирович

    Врач-психиатр с 15-летним стажем

    Информация, представленная на странице, написана экспертом, является актуальной и достоверной

    ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

    Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.

      Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
      Врач

      Ломака Владимир Владимирович
      Врач-психиатр

      НАШИ ВРАЧИ

      В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики

      icon

      Наши преимущества

      Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности. Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности.
      Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи. Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи.
      Консультации для пациентов и их близких. Консультации для пациентов и их близких.
      Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток. Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток.
      Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику. Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику.
      Доступные цены и высокое качество услуг. Доступные цены и высокое качество услуг.

      Наши фотографии

      Лицензии

      Отзывы

      160 Довольных пациентов

      Все отзывы
      Все отзывы
      Заказать звонок

        Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

        Записаться на прием

          Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

          Заказать консультацию

            Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

            Вызвать врача на дом

              Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

              Заказать услугу

                Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности