Впервые о феномене бессмысленного присвоения чужого имущества, а именно так переводится термин «клептомания», стали говорить во Франции в начале позапрошлого века. Тяга к совершению поступка непреодолима, не останавливают ни моральные нормы, ни понимание последствий. Детская клептомания в этом отношении мало отличается от взрослой.
При этом нужно понимать, что речь идет не об издержках воспитания, а о психическом расстройстве, то есть, ребенку требуется не наказание, а помощь. Для ее получения звоните в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет. Ломака Владимир Владимирович
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.
Врач-психиатр
Точных данных о том, почему развивается тяга к воровству, установить пока не удается. Известно, что к ней более расположены представительницы женского пола, часто у таких особ выявляются и другие расстройства психики.
По мнению исследователей, большое значение имеют социальные факторы. Провоцировать формирование клептомании у детей дошкольного возраста могут:
Считается, что наследственность тоже накладывает определенный отпечаток на психику ребенка, но точных доказательств этому нет, поскольку вопрос еще мало изучен. Клептомания у детей школьного возраста может начаться на фоне конфликтов со сверстниками, напряженных отношений с родителями, чрезмерной учебной нагрузки.
Ребенок постепенно становится все более беспокойным, раздражительным, наблюдаются частые немотивированные вспышки гнева или плаксивости, настроение быстро меняется. На пике напряжения совершается кража, после чего наступает период спокойствия. Явление цикличное, не поддающееся контролю.
В младшем возрасте практически каждый малыш пытается брать чужое. Спокойный разговор в доверительном тоне с акценте на том, что подобное поведение — это плохо и приводит к печальным последствиям, позволит предупредить развитие расстройства в дальнейшем, по крайней мере, снизить такую вероятность.
В младшем школьном возрасте эмоции еще выражаются спонтанно, поэтому признаки клептомании выявляются наиболее часто. Специалисты считают, что именно этот период наиболее благоприятен для начала психотерапевтической коррекции. Одновременно требуется мягкий контроль и поддержка со стороны родственников даже при отсутствии повторных эпизодов присвоения чужого.
У подростков обнаружить патологию очень сложно. Они уже умеют скрывать свои поступки и их последствия, становятся замкнутыми, не идут на контакт с родителями и специалистами. Но при проведении тестирования и бесед определить наличие отклонения в большинстве случаев удается. Чем раньше начата коррекция, тем выше вероятность, что клептомания не перейдет в хроническую форму.
Первые признаки патологии появляются достаточно рано, еще в детском саду. Четко видна взаимосвязь между эмоциональной нестабильностью, симптомами депрессии и эпизодами воровства. Также выявлена закономерность, согласно которой алкоголизм или наркомания родителей провоцирует клептоманию у детей.
В зависимости от возраста меняются и предпосылки к присвоению вещей. У младших лидирует стремление привлечь внимание близких к себе любым способом. У подростков может возникнуть желание продемонстрировать свою значимость и «взрослость», получить без усилий то, что родственники купить отказываются.
Срабатывает тяга к получению острых ощущений, всплеску адреналина. Слабоумие, сбои в работе эндокринной системы и пережитые психотравмы также становятся причиной клептомании.
К наиболее ярким симптомам, по которым можно определить нарушение, относятся:
Часто позаимствованная вещь не нужна в принципе, важен факт ее присвоения. Необходимо различать осознанные эпизоды воровства под влиянием желания обладать предметом, совершение кражи для подтверждения собственного статуса в глазах сверстников и непреодолимую тягу к присвоению.
В первом случае поступок не свидетельствует о психическом отклонении. Во-втором прямо указывает на него. Чаще всего воруются безделушки, не представляющие реальной ценности. Ребенок может подкинуть их обратно, удовлетворив свою потребность.
Хищение совершается спонтанно без предварительной подготовки или обдумывания планов. Перед кражей человек испытывает напряжение, после нее — чувство вины. Кизицкий Ивери Зазович
Врач-психиатрНачать Лечение
Получить бесплатную консультацию или записать на прием можно по телефонам
Общие моральные нормы порицают воровство, не разбирая причин, по которым оно совершается. Именно поэтому первая реакция на поступок ребенка — возмущение и стремление наказать. Это обостряет отношения с родителями, сверстниками, знакомыми, что больно бьет по самооценке и повышает уровень внутреннего напряжения. Снижается контроль над своим поведением, что приводит к новым эпизодам клептомании.
Создается репутация ненадежного человека, способного к краже, результатом становится негативное восприятие личности. Ребенок в таких условиях может действовать из чувства противоречия, появляются предпосылки для перехода расстройства на более тяжелую стадию.
При этом он вполне осознает происходящее, но повлиять на это не способен, развивается внутриличностный конфликт. В данном случае нужно не осуждение со стороны окружающих, а комплексное лечение недуга.
Для того, чтобы определить, как наиболее эффективно лечить клептоманию у детей, наметить пути ее коррекции, необходимо выявить причины и подтвердить, что речь идет именно о нарушении поведения, а не о поступке, совершенном со злым умыслом.
Очень важно предельно деликатно общаться с ребенком, чтобы не нанести повторную травму, поэтому родителям нужно внимательно отнестись к выбору специалиста и немедленно отказываться от его услуг, если не был найден контакт с пациентом. Положительный результат возможен, только если дети испытывают доверие к тому, кто проводит беседу и дальнейшие коррекционные занятия.
Диагностика выполняется поэтапно. Сначала собирается информация о характере ребенка, его увлечениях, страхах, уровне общения со сверстниками, обстановке в семье, возможной наследственной направленности отклонения. Затем в ходе доверительной беседы врач отмечает реакции, уровень интеллектуального развития, определяет психопатологический статус, эмоциональность и степень осознанности действий.
Следующий этап — прохождение тестов, выявляющих особенности памяти, эмоциональной стабильности, волевой сферы. Также назначаются неврологическое обследование и соматическая диагностика. В некоторых случаях требуются лабораторные и инструментальные исследования, если есть подозрения на сбои в функционировании отдельных участков головного мозга. По результатам диагностики выбираются способы лечения. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Медикаментозная терапия в данном случае бесполезна. Иногда назначаются препараты с успокоительным действием. позволяющие снизить напряженность и улучшить качество сна. Остальные задачи решаются при помощи психотерапевтических методик. Работа проводится индивидуально и в группах.
Специалист объясняет суть нарушения в поведении, помогает его осознать, учит распознавать приближение приступа и противостоять ему. Используются ролевые игры, арт-терапия, тренинги на усиление волевого контроля.
Для родителей проводится консультация, их знакомят с особенностями течения расстройства, рассказывают, как реагировать на попытки кражи, чтобы не усугублять ситуацию, но и не давать ей развиваться по негативному сценарию.
Предстоит длительный период коррекции поведения ребенка, поэтому нужно запастись терпением и проявить родительскую мудрость, обязательно показывая детям, что они не останутся наедине со своей проблемой. Звоните по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Специалисты клиники помогут справиться с ситуацией любой сложности.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики