При рождении ребенка родители начинают мечтать о его будущем, строить планы, в которых малышу часто отводится место статиста, а не главного участника. В таких случаях родительские ожидания и их влияние на детей могут стать негативным фактором, мешающим самореализации подрастающей личности.
Если понимание этого факта уже появилось, но нет представлений о том, как это изменить, звоните в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
Мечты и реальность часто не совпадают. Не сумев организовать свою жизнь так, как хотелось, взрослые стремятся реализовать то, что не сбылось, в своем ребенке без учета его собственных склонностей и желаний.
И идет он в футбольную секцию, тогда как душа тянется к кистям и краскам, учит физику для поступления в политехнический институт, втайне мечтая об открытиях и исследованиях в области естествознания. Но «родительский бронепоезд» не позволяет свернуть с уже выбранного направления, мотивируя решение тем, что «нам, взрослым, лучше видно».
А на самом деле причина не в опыте или знаниях, а в нереализованных мечтах, которым также не позволили сбыться в свое время. Не стоит ломать судьбу сыну или дочери в погоне за собственными амбициями. Нужно остановиться и осознать, что ребенок — это самостоятельная личность со своими устремлениями, желаниями, склонностями, системой ценностей. Он не может быть зеркальным отражением родительских ожиданий, у него своя неповторимая дорога.
Задача взрослых — поддержать, помочь в трудных ситуациях. Не скупиться на похвалу и проявления любви, дозировать уровень требований и демонстрировать готовность к диалогу. В таких условиях развитие будет проходить спокойно и гармонично, без особых конфликтов и потрясений. Не нужно «перевешивать» на подрастающее поколение свои стремления и идеалы, важно создать атмосферу доверия при разумной доле контроля.
Не стоит предъявлять завышенные требования, давить морально и воздействовать своим авторитетом. При несоответствии потенциала и поставленной цели такую «высоту» взять невозможно без серьезных негативных последствий. Тут придется выбирать: разовое достижение ценой нервного срыва или постепенное наращивание внутренних резервов с поэтапным покорением промежуточных вершин. И опять — это возможно только при совпадении интересов взрослых и детей.
Отсутствие родительских ожиданий — тоже плохо. Это показатель равнодушия и холодности, самоустранения от процесса воспитания и нежелание строить отношения как в настоящем, так и в будущем. Важно соблюдать разумное равновесие, не «душить» заботой и чрезмерной опекой и в то же время не доводить до вседозволенности.
Прежде всего, вера в своего ребенка — мощный стимул к его развитию, особенно при адекватных требованиях. При этом взрослые готовы вникнуть в возникающие проблемы, искать вместе с детьми причины и варианты выхода из ситуации, принимают во внимание точку зрения наследника и готовы совместно идти по пути достижения целей.
В таких условиях формируется уверенность в себе, чувство ответственности и понимание причинно-следственных связей, способность к нетривиальным решениям, спокойное отношение к критике и умение отстаивать свои принципы. Присутствует свобода выбора, раскрываются творческие таланты.
Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?
В дошкольном возрасте амбиции взрослых направлены на развитие и достижение определенных целей, для чего производится запись в несколько кружков, при этом нагрузка не дозируется, а требования достижения высоких результатов касаются всех направлений сразу. Это приводит к переутомлению, угасанию интереса, отказу от посещения занятий.
При переходе из детского сада в школу возникает еще одна точка преткновения — реальный и желаемый уровень успеваемости. Чаще всего старшие члены семьи упорно загоняют школьника в «прокрустово ложе» своих представлений. При этом вместо объяснений и обоснований своих требований они пользуются авторитарным подходом, повторяя: «ты должен», «обязан». А кому, зачем и что получится в итоге, для ребенка остается за гранью понимания.
Влияние родительских установок на успеваемость и самооценку в начальной школе достаточно велико, поскольку до определенного возраста именно близкие являются примером для подражания и непререкаемым авторитетом. По мере взросления при подобном давлении высока вероятность подросткового бунта, ухудшения отношений и разрыва эмоциональных связей. Это форма протеста против диктата и постоянно повышающихся требований.
Восстановить утраченное доверие бывает очень сложно, в большинстве случаев для этого потребуется профессиональная помощь психолога или психотерапевта и длительный курс семейной терапии.
Второй, не менее опасный вариант развития событий — надломленная психика. Повышенные агрессивные родительские требования и их воздействие на детей приводят к отказу от активной деятельности, отсутствию инициативы, постоянному страху совершить ошибку.
Самооценка снижена до предела, а это уже опасность формирования созависимости, невозможность построения нормальных отношений со сверстниками, угроза травли с их стороны. В подростковом возрасте на почве постоянного напряжения возникает депрессия и повышенная склонность к суициду.
Упреки и напоминания о несоответствии результатов и ожиданий становятся причиной потери интереса к окружающему миру, развитию «синдрома отличника». Такие дети не способны адекватно относиться к неудачам, последние воспринимаются как трагедия, приводят к эмоциональным срывам из-за плохой оценки, низкого балла на экзамене.
К сожалению, стремление родителей полностью подчинить ребенка и вылепить из него идеальную форму лишает индивидуальности и становится предпосылкой больших проблем в будущем. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Негативное родительское влияние оставляет заметный след, и не всегда удается исправить детскую психологическую деформацию. Чаще всего встречаются такие нарушения, как:
Не исключено, что повзрослевшая личность возьмет пример поведения родителей за основу и станет также поступать в отношении своих детей, увеличивая список ожиданий. У некоторых людей он вырастает до 50–80 пунктов, где стоит слово «должен», но нет ни единого упоминания о том, чего хочет сам малыш или подросток.
Самостоятельно перейти к новой модели поведения в семье очень сложно. У каждой стороны своя правда, и люди зачастую просто не хотят слушать другую точку зрения.
При этом обращаться за помощью к друзьям, родственникам и знакомым не стоит. Они пристрастны в своих суждениях, неизменно примут определенную сторону и получится спор, сформируется чувство вины, что очень опасно в данной ситуации. По сути, никто не виноват, нужно просто найти компромисс, который устроит и детей, и взрослых.
Желательно прийти на консультацию к специалисту, который имеет опыт работы с подобными вопросами, беспристрастен во мнении, способен помочь семье разобраться в возникшей проблеме. На семейных занятиях налаживается диалог, используются методики драматизации, когнитивно-поведенческой и рациональной терапии. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Для предупреждения разногласий между представителями разных поколений, сохранения доверительных отношений и создания атмосферы поддержки, специалисты рекомендуют:
Не стоит загонять детей в искусственно созданные рамки, гораздо полезнее и эффективнее предоставить свободу и возможность жить своей жизнью, обеспечив при этом бережную поддержку.
Если появились проблемы во взаимоотношениях с ребенком, необходимо узнать, как родительские ожидания влияют на успехи и самооценку детей и выработать новую стратегию поведения, звоните в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики