Код F 72 «Умственная отсталость тяжелая» входит в МКБ-10. В обновленной редакции руководства МКБ-11 патология получила название «Тяжелое расстройство интеллектуального развития».
Подробнее о признаках болезни, диагностике и лечении читайте в статье. Чтобы записаться на индивидуальную консультацию в клинику «КОГНИТИВ-ПЛЮС», позвоните по одному из номеров: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
В МКБ-10 ключевым критерием патологии является IQ 20-34, что соответствует умственному возрасту 3–6 лет, в том числе во взрослые годы. В обновленной классификации болезней для постановки диагноза требуется отклонение интеллектуальной и адаптивной функций ниже уровня популяции до 0,003 процентиля.
Оценка статуса проводится с применением стандартных тестов. При невозможности их использования — на основе данных о выраженности поведенческих показателей.
У представителей группы наблюдается сильное ограничение речевого развития и способности к обучению. Встречаются моторные дефициты. Поэтому требуется поддержка, но при интенсивном применении развивающих методик возможно достижение уровня самообслуживания.
Различие между тяжелыми отклонениями (6A00.2) и глубокими (6A00.3) определяются исключительно по критериям адаптивности, поскольку тестирование не обладает валидностью при столь низком потенциале.
Под интеллектуальным функционированием понимается набор когнитивных функций, включая внимание, логику, восприятие, планирование, речь и др. Под адаптивным поведением — реализация в 3 ключевых сферах:
Речь часто ограничена отдельными словами или вообще не формируется. Осваиваются только простейшие бытовые навыки (есть ложкой, одеваться с чужой помощью). Моторика может быть снижена или нарушена.
Учеба невозможна, обучение ограничено самообслуживанием. Сложно понимать инструкции даже из 2 шагов. Игра — манипуляция предметами, развитие сенсорных навыков. По мере взросления требуется постоянная помощь в быту. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Общее представление о расстройстве, как о состоянии, характеризующемся интеллектуальным дефицитом, который приводит к последующим нарушениям в практической сфере, со временем сохраняется. Но меняются диагностические подходы и представления о возможностях медицины.
Недостаточность более не воспринимается как неизменная величина, но ограничения, особенно в тяжелых случаях, остаются. Статус считается динамическим, значит, изменения возможны.
Как это происходит: при здоровом развитии каждое новое умение опирается на предыдущие: ребенок сначала учится держать голову, сидеть, ползать, ходить. А в когнитивной сфере — узнавать предметы, различать слова, строить фразы, рассуждать.
При ментальном дефиците этот фундамент неполный или деформированный. В легких случаях при понимании слов есть затруднения с интерпретацией текста инструкций в целом. При умеренной форме неразвиты навыки счета, к примеру, только до 10, что серьезно ограничивает возможности трудовой деятельности.
В тяжелых случаях F 72 достижимо частичное использование кухонных принадлежностей. К примеру, ребенок может есть ложкой самостоятельно, но испытывает затруднения при обращении с ножом, а значит, приготовлением пищи.
С взрослением требования возрастают, а база остается прежней, разрыв между необходимостью и возможностями увеличивается.
Больные плохо понимают письменный текст, испытывают затруднения с количественной оценкой (много или мало). Ограничены и в устной речи. Словарный запас невелик, знания грамматики включают минимум. Диалоги часто состоят из отдельных фраз, которые дополняются средствами усиления, жестами.
Общение строится вокруг текущего момента, повседневных событий. Языковой потенциал подходит для социального взаимодействия, но недостаточен для объяснения чего-либо.
Отношения с другими людьми, как близкими, так и знакомыми, — источник удовольствия и обоюдной поддержки. А помощь нужна постоянно, в том числе при одевании, приеме пищи. Для достижения относительного самообслуживания требуются значительные усилия по обучению. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
При использовании тестов учитывается, что результат могут значительно искажать случайные факторы. На практике нередко встречается «эффект Флинна» — чрезмерно завышенные баллы из-за применения устаревших норм. Некорректные показатели дают краткие тесты или групповые. Значительно различающиеся результаты отдельных блоков — повод для признания общего результата недействительным.
Авторы считают, что индивидуальные когнитивные профили, в основе которых нейропсихологическое тестирование, более полезны для понимания состояния, чем балл IQ. Кроме того, функционирование в разных областях может очень сильно отличаться. Поэтому для определения необходимого в академической и профессиональной сферах ценна клиническая оценка.
Когда в XX веке умственную отсталость определяли почти исключительно по IQ, это приводило к ошибкам. Часты были ложноположительные диагнозы.
Пример: ребенок из социально неблагополучной семьи, без доступа к книжкам и развивающим занятиям, при тестировании показывает IQ 65. На самом деле у него нет органического поражения мозга, просто не сформирован словарный запас и навыки абстрактного мышления. После года обучения в хорошей школе его показатели нормализуются.
Встречались и ложноотрицательные. Например, подросток с IQ 75, но тяжелыми нарушениями адаптации (плохо понимает письменную речь, числовые, количественные, временные характеристики). При жестком пороге он «не проходит» как умственно отсталый, хотя в повседневной жизни полностью замкнут на семью.
К некорректным результатам приводит и игнорирование культурного и языкового контекста. IQ-тесты часто зависят от опыта окружения. Мигрант, не получивший образование в среде, для которой разрабатывался тест, показывает заниженные результаты, хотя его когнитивные возможности в родной культуре в норме.
В XIX веке болезнь называлась «слабоумие» (idiocy, imbecility). Классификация проводилась на основе наблюдений. Дефектология осуществлялась на основе моральных критериев. 1905 — Бине и Симон: первые тесты интеллекта. 1910–1930 появляется термин «умственная отсталость» (mental retardation), жесткая IQ-сетка. 1960–1970 постепенно вводится концепция адаптивного поведения, но IQ все еще главный.
В 1980-е в США в DSM-III включены критерии адаптивных функций — начинается новая эра. 2010-е — DSM-5 и МКБ-11: IQ не главный, ключ — адаптивное функционирование.
Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?
Несмотря на то, что расстройство изредка развивается без обнаруживаемых причин, чаще всего его вызывает физическая патология. Это могут быть:
Раннее начало преследует цель развить когнитивные, моторные, социальные навыки в «критические окна» формирования мозга (0–6 лет). Для этого используется логопедия, физиотерапия, сенсорная интеграция, обучение родителей.
Примеры международного опыта:
Инклюзия включает обучение и участие в жизни общества вместе с обычными сверстниками, но с адаптированной программой и поддержкой ассистента.
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
Подход подбирается индивидуально, учитывая ограничения. Задачи терапевтов-педагогов:
Возможно формирование минимальных навыков, обеспечение безопасности. Также необходима профилактика агрессии. Несмотря на отсутствие склонности к деструктивному поведению, больные испытывают трудности с обретением собственных морально-нравственных ориентиров, что часто приводят к попаданию в зависимость от криминализированных элементов.
Методы:
Улучшение возможно, но радикальных перемен ждать не стоит.
Жизнь с особенным ребенком в семье может быть не только трудной, но и полной положительных моментов. Развить необходимые навыки поможет профессиональное сопровождение и тренировки дома. Чтобы заказать индивидуальный план и получить консультативную помощь специалистов клиники «КОГНИТИВ-ПЛЮС», позвоните по номерам: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики