Вызов на дом Запись на прием Заказать звонок

Диагноз F 72 (Умственная отсталость тяжелая)

19.09.2025
Время на прочтение: 5 мин

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Поделиться

Содержание:

  1. Описание
  2. Концепция болезни
  3. Клиническая картина
    3.1. Нюансы диагностики
  4. Проблема IQ-центристской модели
  5. Историческая временная шкала — ключ к пониманию синдрома
  6. Этиология
  7. Программы раннего вмешательства и инклюзии
  8. Лечение
  9. Заключение

Диагноз F 72 (Умственная отсталость тяжелая) – КОГНИТИВ-ПЛЮС Код F 72  «Умственная отсталость тяжелая» входит в МКБ-10. В обновленной редакции руководства МКБ-11 патология получила название «Тяжелое расстройство интеллектуального развития».

Подробнее о признаках болезни, диагностике и лечении читайте в статье. Чтобы записаться на индивидуальную консультацию в клинику «КОГНИТИВ-ПЛЮС», позвоните по одному из номеров: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.

Описание

В МКБ-10 ключевым критерием патологии является IQ 20-34, что соответствует умственному возрасту 3–6 лет, в том числе во взрослые годы. В обновленной классификации болезней для постановки диагноза требуется отклонение интеллектуальной и адаптивной функций ниже уровня популяции до 0,003 процентиля.

Оценка статуса проводится с применением стандартных тестов. При невозможности их использования — на основе данных о выраженности поведенческих показателей.

У представителей группы наблюдается сильное ограничение речевого развития и способности к обучению. Встречаются моторные дефициты. Поэтому требуется поддержка, но при интенсивном применении развивающих методик возможно достижение уровня самообслуживания.

Различие между тяжелыми отклонениями (6A00.2) и глубокими (6A00.3) определяются исключительно по критериям адаптивности, поскольку тестирование не обладает валидностью при столь низком потенциале.

Под интеллектуальным функционированием понимается набор когнитивных функций, включая внимание, логику, восприятие, планирование, речь и др. Под адаптивным поведением — реализация в 3 ключевых сферах:

  • концептуальная: счет, письмо, абстрактное мышление;
  • социальная: эмпатия, правила взаимодействия;
  • практическая: самообслуживание, трудоспособность, безопасность.

Речь часто ограничена отдельными словами или вообще не формируется. Осваиваются только простейшие бытовые навыки (есть ложкой, одеваться с чужой помощью). Моторика может быть снижена или нарушена.

Учеба невозможна, обучение ограничено самообслуживанием. Сложно понимать инструкции даже из 2 шагов. Игра — манипуляция предметами, развитие сенсорных навыков. По мере взросления требуется постоянная помощь в быту.

Нужна консультация?

Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы! или звоните
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

Концепция болезни

Общее представление о расстройстве, как о состоянии, характеризующемся интеллектуальным дефицитом, который приводит к последующим нарушениям в практической сфере, со временем сохраняется. Но меняются диагностические подходы и представления о возможностях медицины.

Недостаточность более не воспринимается как неизменная величина, но ограничения, особенно в тяжелых случаях, остаются. Статус считается динамическим, значит, изменения возможны.

Ребенок сначала учится держать голову – КОГНИТИВ-ПЛЮС Как это происходит: при здоровом развитии каждое новое умение опирается на предыдущие: ребенок сначала учится держать голову, сидеть, ползать, ходить. А в когнитивной сфере — узнавать предметы, различать слова, строить фразы, рассуждать.

При ментальном дефиците этот фундамент неполный или деформированный. В легких случаях при понимании слов есть затруднения с интерпретацией текста инструкций в целом. При умеренной форме неразвиты навыки счета, к примеру, только до 10, что серьезно ограничивает возможности трудовой деятельности.

В тяжелых случаях F 72 достижимо частичное использование кухонных принадлежностей. К примеру, ребенок может есть ложкой самостоятельно, но испытывает затруднения при обращении с ножом, а значит, приготовлением пищи.

С взрослением требования возрастают, а база остается прежней, разрыв между необходимостью и возможностями увеличивается.

Клиническая картина

Больные плохо понимают письменный текст, испытывают затруднения с количественной оценкой (много или мало). Ограничены и в устной речи. Словарный запас невелик, знания грамматики включают минимум. Диалоги часто состоят из отдельных фраз, которые дополняются средствами усиления, жестами.

Общение строится вокруг текущего момента, повседневных событий. Языковой потенциал подходит для социального взаимодействия, но недостаточен для объяснения чего-либо.

Отношения с другими людьми, как близкими, так и знакомыми, — источник удовольствия и обоюдной поддержки. А помощь нужна постоянно, в том числе при одевании, приеме пищи. Для достижения относительного самообслуживания требуются значительные усилия по обучению.

Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!

Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:

Нюансы диагностики

При использовании тестов учитывается, что результат могут значительно искажать случайные факторы. На практике нередко встречается «эффект Флинна» — чрезмерно завышенные баллы из-за применения устаревших норм. Некорректные показатели дают краткие тесты или групповые. Значительно различающиеся результаты отдельных блоков — повод для признания общего результата недействительным.

Авторы считают, что индивидуальные когнитивные профили, в основе которых нейропсихологическое тестирование, более полезны для понимания состояния, чем балл IQ. Кроме того, функционирование в разных областях может очень сильно отличаться. Поэтому для определения необходимого в академической и профессиональной сферах ценна клиническая оценка.

Проблема IQ-центристской модели

Проблема IQ-центристской модели – КОГНИТИВ-ПЛЮС Когда в XX веке умственную отсталость определяли почти исключительно по IQ, это приводило к ошибкам. Часты были ложноположительные диагнозы.

Пример: ребенок из социально неблагополучной семьи, без доступа к книжкам и развивающим занятиям, при тестировании показывает IQ 65. На самом деле у него нет органического поражения мозга, просто не сформирован словарный запас и навыки абстрактного мышления. После года обучения в хорошей школе его показатели нормализуются.

Встречались и ложноотрицательные. Например, подросток с IQ 75, но тяжелыми нарушениями адаптации (плохо понимает письменную речь, числовые, количественные, временные характеристики). При жестком пороге он «не проходит» как умственно отсталый, хотя в повседневной жизни полностью замкнут на семью.

К некорректным результатам приводит и игнорирование культурного и языкового контекста. IQ-тесты часто зависят от опыта окружения. Мигрант, не получивший образование в среде, для которой разрабатывался тест, показывает заниженные результаты, хотя его когнитивные возможности в родной культуре в норме.

Историческая временная шкала — ключ к пониманию синдрома

В XIX веке болезнь называлась «слабоумие» (idiocy, imbecility). Классификация проводилась на основе наблюдений. Дефектология осуществлялась на основе моральных критериев. 1905 — Бине и Симон: первые тесты интеллекта. 1910–1930 появляется термин «умственная отсталость» (mental retardation), жесткая IQ-сетка. 1960–1970 постепенно вводится концепция адаптивного поведения, но IQ все еще главный.

В 1980-е в США в DSM-III включены критерии адаптивных функций — начинается новая эра. 2010-е — DSM-5 и МКБ-11: IQ не главный, ключ — адаптивное функционирование.

Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?

Свяжитесь с нашим специалистом:

Этиология

Несмотря на то, что расстройство изредка развивается без обнаруживаемых причин, чаще всего его вызывает физическая патология. Это могут быть:

  • Внутриутробные повреждения. Инфекции (цитомегаловирус, краснуха). Алкогольный синдром плода.
  • Перинатальные факторы. Сильная гипоксия при родах. Недоношенность с осложнениями.
  • Постнатальные повреждения (раннее детство). Менингит, энцефалит. Черепно-мозговая травма.
  • Метаболические заболевания. Врожденный гипотиреоз.

Программы раннего вмешательства и инклюзии

Раннее начало преследует цель развить когнитивные, моторные, социальные навыки в «критические окна» формирования мозга (0–6 лет). Для этого используется логопедия, физиотерапия, сенсорная интеграция, обучение родителей.

Примеры международного опыта:Программы раннего вмешательства и инклюзии – КОГНИТИВ-ПЛЮС

  • США. Программа раннего вмешательства — обязательная по закону услуга для детей до 3 лет с выявленной задержкой развития.
  • Финляндия. Интеграция коррекционных педагогов в детские сады, регулярная междисциплинарная оценка.
  • Япония. Специальные центры при муниципалитетах, бесплатные групповые и индивидуальные занятия с дефектологами и логопедами.

Инклюзия включает обучение и участие в жизни общества вместе с обычными сверстниками, но с адаптированной программой и поддержкой ассистента.

КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!

Применяем современные эффективные методы лечения расстройств личности!Индивидуальный подход! Гарантия анонимности!

Лечение

Подход подбирается индивидуально, учитывая ограничения. Задачи терапевтов-педагогов:

  • раскрытие потенциала личности;
  • достижение самообслуживания;
  • социальная интеграция.

Возможно формирование минимальных навыков, обеспечение безопасности. Также необходима профилактика агрессии. Несмотря на отсутствие склонности к деструктивному поведению, больные испытывают трудности с обретением собственных морально-нравственных ориентиров, что часто приводят к попаданию в зависимость от криминализированных элементов.

Методы:Лечение – КОГНИТИВ-ПЛЮС

  • ежедневная структурированная поддержка — уход, помощь в питании, гигиене, перемещении;
  • развитие сенсорной чувствительности: реакции на звуки, свет, прикосновения;
  • простая коммуникативная система: жесты, пиктограммы;
  • физиотерапия и ЛФК — поддержание подвижности, профилактика контрактур.

Улучшение возможно, но радикальных перемен ждать не стоит.

Заключение

Жизнь с особенным ребенком в семье может быть не только трудной, но и полной положительных моментов. Развить необходимые навыки поможет профессиональное сопровождение и тренировки дома. Чтобы заказать индивидуальный план и получить консультативную помощь специалистов клиники «КОГНИТИВ-ПЛЮС», позвоните по номерам: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.

Литература:

  1. DSM-5. Diagnostic and statistical manual of mental disorder. American Psychiatric Association. 2012-2013.
  2. МКБ-10. ВОЗ. 2019.
  3. МКБ-11. ВОЗ. 2024.
Blog Author Image

Статью подготовил эксперт

Ломака Владимир Владимирович

Врач-психиатр с 15-летним стажем

Информация, представленная на странице, написана экспертом, является актуальной и достоверной

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

НАШИ ВРАЧИ

В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики

icon

Наши преимущества

Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности. Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности.
Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи. Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи.
Консультации для пациентов и их близких. Консультации для пациентов и их близких.
Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток. Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток.
Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику. Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику.
Доступные цены и высокое качество услуг. Доступные цены и высокое качество услуг.

Наши фотографии

Лицензии

Отзывы

160 Довольных пациентов

Все отзывы
Все отзывы
Оставить отзыв
5
Добавить фото
Заказать звонок
Записаться на прием
Заказать консультацию
Вызвать врача на дом
Заказать услугу