Вызов на дом Запись на прием Заказать звонок

Атипичный аутизм у детей: ранние признаки и диагностика

22.10.2025
Время на прочтение: 5 мин

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Поделиться

Содержание:

  1. Что такое аутизм
  2. Когда состояние ребенка должно вызвать тревогу
  3. Опасные сигналы
    3.1. Трудности в социальной коммуникации при атипичном аутизме
    3.2. Ограниченные интересы и стимы
    3.3. Задержка речевого развития и особенности общения
    3.4. Сенсорная чувствительность у детей с атипичным аутизмом
    3.5. Эмоциональная холодность и проблемы с выражением чувств
  4. Методы диагностики

Атипичный аутизм у детей: ранние признаки и диагностика – КОГНИТИВ-ПЛЮС Если ваш ребенок испытывает трудности в общении, но не подходит под классические критерии аутизма, возможно, речь идет об атипичной форме расстройства аутистического спектра. Раннее вмешательство специалистов крайне важно для успешной адаптации.

Клиника «КОГНИТИВ-ПЛЮС» предлагает комплексную диагностику и поддержку: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.

Что такое аутизм

Это не болезнь, а особое устройство нервной системы. Мозг по-другому обрабатывает информацию: звуки, прикосновения, зрительные образы. Мир для такого малыша может быть слишком громким, хаотичным и непредсказуемым. А правила человеческого общения — самой сложной головоломкой на свете.

Аутизм — это не один диагноз, а целый спектр состояний. Условно его делят на несколько форм, но границы между ними очень размыты:

  1. «Классический». Самый узнаваемый. Ребенок будто живет в своем собственном мире, ему сложно устанавливать контакт, часто задерживается речь. Поведение строится на строгих ритуалах, а любое изменение планов может вызвать бурю эмоций.
  2. Синдром Аспергера. Эти дети часто поражают взрослых своим «взрослым» словарем и глубокими знаниями в какой-то одной области, например, в астрономии или системах метро. Но при этом им невероятно трудно завести друзей. Они не понимают шуток, сарказма, не улавливают «правила игры» и часто кажутся маленькими профессорами, застрявшими в теле ребенка.
  3. Атипичный. Самая загадочная форма. Она может проявиться позже, лет в 3–5, а признаки бывают стертыми и неявными. Ребенок привязан к маме, но при этом игнорирует сверстников. Говорит, но не используя речь для диалога. Именно атипичный чаще всего пропускают мимо внимания, списывая на сложный характер или избалованность.
  4. Синдром Хеллера. Редкое и тяжелое состояние. Развитие идет нормально первые 2–4 года. Затем происходит резкий регресс: утрачиваются ранее приобретенные навыки: речь, способность к самообслуживанию, игровая деятельность, и появляются классические симптомы аутизма.

Главное, что нужно понять: неважно, какая именно у ребенка форма РАС. Важно — что ему можно помочь. Чем раньше вы разберетесь в том, что происходит, тем легче будет научить его справляться с этим шумным миром и найти в нем свое место.

Нужна консультация?

Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы! или звоните
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

Когда состояние ребенка должно вызвать тревогу

Существует так называемая классическая триада нарушений: социальные, коммуникативные, поведенческие.

Первые сигналы появляются очень рано, до 1,5 лет. Малыш не ловит ваш взгляд, не смотрит в глаза. Он будто глядит сквозь собеседника. Уклоняется от прикосновений или принимает их только от матери. Не отзывается на свое имя, но проблем со слухом нет. Не показывает пальчиком на интересующий его предмет, не отвечает на улыбку. Отказывается от подражания взрослым.

После 2–3 лет тревожными признаками считаются отсутствие речи или потеря уже наработанного словарного запаса. Ребенок говорит фразами из мультфильмов и сказок, себя называет в третьем лице, не отвечает на вопросы. Игра не развивается. Вместо того чтобы катать машинку, он часами крутит ее колесико. Выставляет игрушки в ряд по размеру или цвету, но не выстраивает сюжет.

Совершенно не понимает, как играть с другими детьми, игнорирует их или проявляет агрессию. Требует неукоснительного соблюдения определенных ритуалов:Когда состояние ребенка должно вызвать тревогу – КОГНИТИВ-ПЛЮС

  • одна дорога в садик;
  • только своя тарелка;
  • застегивание одежды с определенной пуговицы.

Появляются повторяющиеся движения. Ребенок как будто живет по своим собственным, никому не понятным правилам.

Опасные сигналы

Атипичный аутизм — самая неуловимая и коварная форма расстройства. Его главная особенность — он не похож на себя. Такой ребенок не вписывается в классические описания, но и типичным его не назовешь. Он может быть ласковым и смотреть в глаза, но при этом полностью игнорировать детей на площадке.

Имеет хорошую речь, но использует ее как монолог, не слыша ваших ответов. Он развивался как все, а потом вдруг будто «застрял» или даже немного откатился назад. Первые признаки нарушения появляются не сразу, а после 2–3 года жизни.

Трудности в социальной коммуникации при атипичном аутизме

Он «включается» в общение выборочно. Не ждет вашей реакции, не задает вопросов. Делится фактами, а не эмоциями. Со стороны это могут принять за эгоизм или невоспитанность, но это — особенность его коммуникации. Понимает речь буквально. Шутки, сарказм, ирония, подтекст для него — «темный лес».

Жесты и мимика могут не совпадать с тем, что он говорит или чувствует. Улыбка в неподходящий момент, странная гримаса вместо слова «нет» — не кривлянье, а попытка как-то выразить себя доступным ему способом.

Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!

Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:

Ограниченные интересы и стимы

Это спасательный круг, за который ребенок держится, чтобы не утонуть в хаотичном и непредсказуемом мире. Его нервная система постоянно перегружена, и мозг нашел гениальные способы саморегуляции.

Узкие, но глубокие интересы — не одержимость, а погружение в понятный и предсказуемый мир. Система, где есть четкие правила, факты, классификации. Предмет интереса можно изучить до мелочей и стать в этом экспертом, что дает чувство контроля и компетентности, которого так не хватает в обычной жизни.

Стимы — это повторяющиеся действия: раскачивание, постукивание пальцами, издавание одних и тех же звуков, тряска веревочкой перед глазами. Так малыш успокаивается при стрессе, тревоге, перевозбуждении, выражает эмоцию. Через стереотипное поведение блокирует неприятный сенсорный раздражитель.

Задержка речевого развития и особенности общения

Задержка речевого развития и особенности общения – КОГНИТИВ-ПЛЮС Ребенок может знать буквы, цифры, цвета, цитировать длинные отрывки из мультиков. Но он не использует речь, чтобы попросить сок или рассказать, что его обидели. Он говорит «рядом с вами», без диалога. Придумывает собственное слово для какого-то предмета и использует его годами, искренне не понимая, почему другие так не делают.

Речь может внезапно исчезнуть, быть механической, монотонной, без эмоциональных окрасов. Или, наоборот, с очень странными, «театральными» интонациями, не подходящими к ситуации.

Аутист не осознает, что с помощью слова можно поделиться впечатлением, попросить о помощи или получить утешение. Для него это просто ярлык для предмета, а не инструмент взаимодействия.

Сенсорная чувствительность у детей с атипичным аутизмом

Наблюдается гипертрофированная восприимчивость или ее практически полное отсутствие. В первом случае ребенок:

  • закрывает уши от работающих бытовых приборов, плачет в людных местах, слышит малейший шепот из другой комнаты, но не реагирует на прямое обращение;
  • щурится от обычного дневного света, отворачивается от мигающих гирлянд или экрана телевизора, его раздражает определенный цвет или узор;
  • отказывается от большинства продуктов из-за их текстуры или запаха, ест пищу только одного цвета;
  • не выносит определенные ткани, метки, швы на одежде, ненавидит, когда его обнимают без предупреждения.

Во втором варианте малыш:

  • постоянно ищет сильные ощущения;
  • имеет низкий болевой порог, не замечает серьезных ушибов, порезов, не чувствует холода или жары;
  • плохо ощущает свое тело в пространстве, ходит неуклюже, натыкается на мебель, с трудом осваивает движения, требующие ловкости.

Часто у одного и того же ребенка бывает смешанная чувствительность: на одни раздражители он реагирует остро, а другие почти не замечает.

Уважайте его пищевые особенности – КОГНИТИВ-ПЛЮС Как можно помочь? Наблюдайте и находите триггеры. Старайтесь минимизировать эти факторы, предложите шумоизоляционные наушники, мягкую одежду без бирок, солнечные очки.

Создайте «сенсорный уголок». Место, где можно восстановиться: палатка или домик с мягкими пледами, мягким светом, где тихо и уютно. Это его личная «перезагрузка».

Уважайте его пищевые особенности. Не заставляйте есть то, что вызывает отвращение. Это не привередливость, а физиологическая непереносимость.

Понимание его сенсорного мира — это ключ к спокойствию. Вы перестанете усматривать в реакциях манипуляцию и начнете видеть попытку адаптироваться к миру.

Эмоциональная холодность и проблемы с выражением чувств

Часть мозга, отвечающая за считывание чужих чувств по лицу, голосу, жестам работает иначе. Улыбка для него может быть просто оскалом зубов, а слезы — непонятным выделением жидкости. Он искренне не поймет, что чувствует другой человек, если не сказать ему этого словами.

Ежесекундная борьба с шумным, ярким миром отнимает все силы. У него просто не остается ресурса на сопереживание. Его уход в себя — это не отвержение вас, а способ выжить, перезагрузиться.

Он выражает чувства иначе. Сидит с вами в одной комнате, берет из рук еду, позволяет читать ему одну и ту же книгу. Для него это — высшее доверие.

КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!

Применяем современные эффективные методы лечения расстройств личности!Индивидуальный подход! Гарантия анонимности!

Методы диагностики

Самая большая опасность атипичного аутизма — его можно «проморгать». Ребенка часто считают просто интровертом, «себе на уме», чудаком или невоспитанным. И время, самое ценное для помощи, уходит.

Методы диагностики – КОГНИТИВ-ПЛЮС Первая и наиболее важная часть диагностики — подробная беседа с родителями. Специалист будет задавать много вопросов не только о том, «как есть сейчас», но и о том, «как было раньше».

Круг вопросов включает протекание беременности и родов, характерные черты поведения в разные возрастные периоды, сенсорное восприятие, стереотипии и ритуалы, особенности игры и общения. Врач анализирует всю картину развития в динамике, ищет те самые «несоответствия» и «странности», которые указывают на атипичную форму.

Второй этап — наблюдение за ребенком. Специалист создает специальные ситуации и смотрит на поведение и реакции. Часто используется набор игровых сценариев, которые мягко выявляют трудности в общении, игре и поведении.

Для того чтобы исключить другие диагнозы, назначается консультация невролога, сурдолога, проводятся ЭЭГ и генетические тесты. Выполняется оценка когнитивного состояния. Важно понять, есть ли у ребенка сопутствующая задержка интеллектуального развития или его интеллект сохранен, а проблемы лежат исключительно в сфере коммуникации и поведения. Это кардинально меняет подход к коррекции.

Диагноз ставит команда специалистов. Невролог исключает неврологические причины. Клинический психолог проводит тестирование. Логопед-дефектолог оценивает уровень развития речи и коммуникации. Детский психиатр подводит итог комплексного исследования.

Если вы подозреваете у ребенка атипичный аутизм, важно обратиться в место, где есть вся эта команда специалистов и где понимают всю сложность и «неочевидность» таких случаев.

Клиника «КОГНИТИВ-ПЛЮС» предлагает именно такой, комплексный подход к диагностике. На основании результатов составляется индивидуальная программа.

Задачи комплексной коррекции:

  • социальная коммуникация;
  • сенсорная интеграция;
  • развитие речи и формирование навыка общения в формате диалога;
  • найти адекватную замену ритуалам и стереотипиям;
  • развить бытовые навыки и самостоятельность;
  • поддержка семьи.

Для адаптации ребенка с аутизмом к окружающему миру используется комплекс методик. Они подбираются индивидуально. В основном — это игровые формы, социальные сказки, творческое самовыражение.

Часто используется ABA-терапия. Это не просто «занятия», а целая философия обучения, основанная на том, что любое поведение имеет свою причину и последствие. Ее главная цель — с помощью системы поощрений увеличить желательное поведение: общение, просьбы, игра, бытовые навыки, и сократить опасное или мешающее. Специалист не заставляет ребенка, а создает ситуации, где ему становится выгодно сделать правильный выбор.

Учебный план и задания адаптируются под возможности ученика – КОГНИТИВ-ПЛЮС Подход к обучению тоже нужен особый. Инклюзивное образование — это создание специальных условий в обычной школе, при которых всем участникам процесса будет комфортно и полезно. Ребенку предоставляется индивидуальный сопровождающий, который помогает ему понять инструкции учителя, организовать свое рабочее место, наладить контакт с другими детьми.

Учебный план и задания адаптируются под возможности ученика с особенностями развития. Где-то используется визуальное расписание, карточки, уменьшается объем заданий. Педагог и тьютор проводят беседы с одноклассниками, объясняют, почему их товарищ ведет себя иначе, и как они могут ему помочь. Это воспитывает в детях эмпатию и способность к сопереживанию.

Ребенок с РАС получает бесценный опыт социального взаимодействия, модель для подражания в лице обычных сверстников, подготовку к жизни в реальном мире.

Эффективнее всего — это индивидуальная ABA-терапия для отработки конкретных дефицитов плюс грамотно выстроенная инклюзия для социализации и применения полученных навыков.

Специалисты клиники «КОГНИТИВ-ПЛЮС» помогают родителям составить именно такой, комплексный план реабилитации, подбирая методы коррекции под задачи и среду, в которой находится ребенок. Звоните +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32, чтобы обсудить возможности.

Литература:

  1. Воронков, Б. В. Аутизм. Диагностика у взрослых и детей / Б. В. Воронков, Л. П. Рубина. — Санкт-Петербург : Наука и Техника, 2018
  2. Пашковский, В. Э. 10 лекций об аутизме : учебное пособие / В. Э. Пашковский. — Москва :МЕДпресс-информ, 2021
  3. Чуприков, А. П. Программы комплексной психолого-педагогической коррекции развития ребенка с расстройствами спектра аутизма / А. П. Чуприков, А. М. Хворова. — Москва : [б.и.], 2015
Blog Author Image

Статью подготовил эксперт

Кизицкий Ивери Зазович

Врач-психиатр с 12-летним стажем

Информация, представленная на странице, написана экспертом, является актуальной и достоверной

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

НАШИ ВРАЧИ

В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики

icon

Наши преимущества

Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности. Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности.
Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи. Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи.
Консультации для пациентов и их близких. Консультации для пациентов и их близких.
Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток. Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток.
Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику. Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику.
Доступные цены и высокое качество услуг. Доступные цены и высокое качество услуг.

Наши фотографии

Лицензии

Отзывы

160 Довольных пациентов

Все отзывы
Все отзывы
Оставить отзыв
5
Добавить фото
Заказать звонок
Записаться на прием
Заказать консультацию
Вызвать врача на дом
Заказать услугу