Человеку для развития и осмысления своей ценности как личности всегда нужна поддержка, независимо от возраста, статуса, социального положения. Вопрос в том, что на разных жизненных этапах она должна иметь свою форму и выполнять определенные задачи.
Если требуется эмоциональная поддержка ребенка, а сделать это самостоятельно не удается, звоните по номерам телефонов +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32 в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Люди не всегда просят о помощи напрямую. Чаще всего подаются скрытые сигналы о том, что справиться с проблемой самостоятельно нет сил. Особенно остро ситуация складывается у детей. Они ощущают, что им плохо, но внятно объяснить происходящее или связно рассказать о своих переживаниях не могут. А подростки в большинстве случаев — не хотят.
В условиях такого «молчаливого заговора» родителям понадобится весь такт, терпение и любовь для того, чтобы сначала понять, в чем дети нуждаются, а потом предложить это в той форме, в какой помощь будет принята.
Для этого стоит учитывать особенности психики, как общие, характерные для определенного возраста, так и индивидуальные.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста есть так называемые кризисы взросления. Они очень условные, протекают с различной интенсивностью, могут наступать раньше или запаздывать. Принято отмечать резкое изменение поведения в 1, 3, 7, 13 лет.
В это время ребенок не только приобретает новое, но и теряет старое, то, что уже не нужно. Появляются повышенные требования к окружающим, поведение становится демонстративным, дети любыми способами пытаются привлечь к себе внимание, делать все самостоятельно, учатся выбирать.
В такие периоды они особенно открыты, беззащитны, подвержены стрессам. Протест — завуалированная просьба о родительской эмоциональной помощи ребенку. Непоправимую ошибку совершают те, кто пытается «откупиться» дорогими подарками, модными вещами и гаджетами вместо разговора «по душам» или молчаливого выражения любви и заботы через прикосновения.
Подобного «предательства» ребенок не прощает, закрываясь от близких, становясь циничным, злобным, внушая себе, что он никому не нужен и не интересен. Это не просто источник проблем в будущем, это предпосылки к асоциальному поведению, низкая устойчивость перед всеми видами зависимостей, высокий уровень суицидальных наклонностей.
До определенного возраста дети на интуитивном уровне чувствуют отношение к ним взрослых, неосознанно копируют их поведение, ищут защиты и поддержки в трудных ситуациях, веря во «всемогущество» родителей. До раннего подросткового возраста именно близкие — эталон во всем, к ним идут с огорчениями и радостями.
Период пубертата — сплошной «кризис». Он длится примерно с 13 до 17 лет. Основной посыл: «Я сам». И пусть это пока получается криво и косо, но родителям необходимо проявить чуткость и внимание, радоваться тому, что личность становится самостоятельной, проявляет волевые усилия и стремится к созданию собственной системы ценностей.
В это время нет полутонов, суждения бескомпромиссны, эмоции гипертрофированы, характерны крайности от безудержного веселья к вселенской трагедии. На это накладывается гормональная перестройка и постепенное отдаление от взрослых.
Если в это время будет потеряно взаимопонимание поколений, то помощь ребенку в преодолении стресса оказать будет очень сложно. Он просто не примет ее, а сам может не справиться. В любом возрасте именно родители должны проявить житейскую мудрость, спокойствие и продемонстрировать стойкость при любых происшествиях. Ребенок должен понимать и ощущать, что у него есть защита, его любят. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
У детей иное восприятие реальности. То, что взрослые рассматривают как временное неудобство или досадную помеху, ребенок считает трагедией. Часть предпосылок к стрессу общая, независимо от возраста, но есть и индивидуальные, привязанные к определенному жизненному периоду. К ним относятся все этапы смены социального статуса: поступление в детский сад, переход в школу, а затем в среднее или высшее учебное заведение.
Здесь присутствует резкое возрастание нагрузки, новые социальные условия и коллектив, другие требования, изменение распорядка дня. Даже при нормальном уровне адаптивности детям такие шаги даются нелегко. А если они ранимые, стеснительные, обладают повышенной восприимчивостью, то возможно сильное эмоциональное потрясение, справиться с которым помогает только родительская эмоциональная помощь ребенку.
К общим возможным причинам стресса относятся:
Если стрессовое состояние остается без внимания взрослых, то возможны нарушения сна, энурез, пищевые расстройства, психосоматические заболевания, отказ от общения, снижение качества памяти и концентрации внимания.
Дети и подростки не всегда могут сформулировать свои желания и ожидания. Нужно обратить внимание на косвенные признаки и прийти на помощь раньше, чем прозвучит прямая просьба. Кстати, ее может и не быть, но стоит обратить внимание на:
Подростки могут отмахиваться от вопросов о происходящем, огрызаться или просто не идти на контакт. Но если они приходят и становятся рядом, молча — это сигнал о том, что сами не справляются и нужно поддержать.
При этом одним необходимы эмоции, другим — конкретные действия, например, совместный пересмотр режима дня или распределение нагрузки, отказ от части кружков или замена на другую, более интересную секцию, поскольку взгляды и увлечения по мере роста меняются. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Желательно изучить, в какой форме охотнее принимается эмоциональная помощь. Это могут быть слова, прикосновения, подарки, время или практические действия. Нельзя прерывать процесс переживания. Строгие поучения в стиле «прекрати реветь», дают только видимый положительный эффект. На самом деле, эмоции уходят вглубь, формируется установка на то, что родителям все равно, появляется ощущение одиночества и беззащитности перед окружающим миром.
Нельзя обесценивать переживания детей. Но и идти на поводу у истерики не стоит. Важно показать свою готовность понять, принять, попытаться разобраться в сложившейся ситуации вместе и не стесняться говорить о своей любви прямым текстом.
Универсальных техник нет, несмотря на то, что разработано много достаточно действенных методов. Проверять их придется на практике, отслеживая реакцию. Для снижения вероятности истерики и внутреннего напряжения при сильном огорчении существуют быстродействующие способы:
Для проработки длительно продолжающихся состояний необходимо начинать с доверительной беседы и проговаривания своих ощущений и переживаний. Если самостоятельно принятые меры не помогают, ребенок не идет на контакт, явно видна проблема, но найти причину не получается, желательно обращаться за профессиональной помощью.
Специалисты проводят индивидуальные консультации для подростков. Дети чаще всего приходят в кабинет вместе с родителями или другими родственниками. Налаживается доверительное общение, в процессе разговора выявляется проблема, намечаются пути ее решения, постепенно восстанавливается взаимопонимание между поколениями.
На групповых занятиях проговариваются острые ситуации, идет совместный поиск вариантов выхода из них. Для младшего возраста предлагаются игровые технологии. Для более старших — драматизация, когнитивно-поведенческая, гештальт и арт-терапия
Формируются навыки осознания своих эмоций и переживаний, проговаривания их вслух, повышается самооценка и стрессоустойчивость. Дети учатся принимать себя такими, какие они есть, со всеми слабыми и сильными сторонами.
Очень важны семейные консультации, на которых ищутся точки взаимодействия, пробуются разные методы эмоциональной поддержки детей, снимается острота разногласий, родители учатся слышать своего ребенка и понимать его потребности, а также обсуждается стратегия создания в семье комфортной среды для всех ее членов.
Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?
С практической точки зрения специалисты советуют взрослым:
Желательно постоянно проявлять активное внимание к ребенку, вовлекать в совместные игры, общие дела, общаться на различные темы, что позволит создать и поддерживать тесную эмоциональную связь, обеспечить постоянную поддержку без перехода на гиперопеку. Важно, чтобы дети шли со своими проблемами в семью, а не из нее.
Если череда недоразумений и конфликтов не прекращается, контакт с ребенком стал неустойчивым, не теряйте время, сразу звоните по номерам телефонов +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32 в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС».
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики