Вызов на дом Запись на прием Заказать звонок

Как помочь ребенку развить эмоциональный интеллект

24.11.2024
Время на прочтение: 5 мин

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Поделиться

Содержание:

  1. Понятие эмоционального интеллекта
  2. Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?
  3. Особенности развития эмоций у детей
  4. Методы формирования эмоциональной компетентности у детей
  5. Практические упражнения для развития ЭИ у детей
    5.1. Игры с мячом
    5.2. Пиктограммы
    5.3. «Волшебные мешочки»

Как помочь ребенку развить эмоциональный интеллект – КОГНИТИВ-ПЛЮСВажнейшей задачей для родителей является развитие эмоционального интеллекта у детей. Это необходимо, чтобы ребенку в жизни было легко понимать мотивы окружающих, распознавать свои чувства и проживать их. Эмоциональный интеллект дает больше возможностей для социальной адаптации, а значит, позволяет добиваться гораздо больших успехов в жизни.

Занимаясь развитием эмоциональной сферы у малыша, родителям важно убедиться, что их собственные навыки достаточно развиты. Нет смысла учить чадо быть лучше, не подавая ему хороший пример. А значит, упражнения для улучшения ЭИ будет полезно практиковать всей семьей.

Если вы считаете, что вашему ребенку нужна помощь профессионального психолога, обратитесь в клинику «КОГНИТИВ ПЛЮС»: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.

Понятие эмоционального интеллекта

Термин «эмоциональный интеллект» появился не так давно. Его ввели в 1990-м году психологи Питер Сэловей и Джон Майер, они же разработали и соответствующую концепцию. По мнению создателей, это понятие, согласно их определению, означает способность человека распознавать и описывать, что он ощущает, а также понимать других людей.

Модель ЭИ, которую создали Сэловей и Майер, содержит 4 компонента:

  1. Восприятие, оценка, выражение чувств. Способность воспринимать чужие эмоции и выражать собственные, отличать настоящие от ложных.
  2. Использование эмоционально-волевой сферы в собственной деятельности для решения интеллектуальных и креативных задач, например, самовыражение через творчество.
  3. Понимание эмоций: способность анализировать причины их возникновения, воспринимать сложный комплекс чувств, включая амбивалентные: любовь и ненависть, существующие одновременно.
  4. Осознанное управление эмоциями. Способность их принимать, проживать, контролировать и использовать в зависимости от сложившейся ситуации.

Развитие умения понимать свои и чужие чувства происходит последовательно: сначала ребенок учится осознавать себя, собственные мотивы и ощущения, а затем старается понять других людей. Постепенно он овладевает искусством управления эмоциональной сферой, и это значительно способствует его социальной адаптации, самоконтролю, творческому самовыражению.

Нужна консультация?

Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!

    Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
    или звоните
    Врач

    Ломака Владимир Владимирович
    Врач-психиатр

    Почему так важно развивать эмоциональный интеллект?

    Большинство детей испытывают сильные чувства с раннего возраста и обычно легко проявляют их. Управление ими — сложная задача, но это важно научиться делать по ряду причин:

    1. Если ребенок знает, почему возникает то или иное состояние, ему легче управлять своими реакциями и в целом регулировать поведение.
    2. Понимая себя, он учится понимать других, развивается важное качество — эмпатия. Сочувствие, сопереживание очень важны для общения в социуме.

    Если у малыша низкий эмоциональный интеллект, то он сталкивается с проблемами:

    • Почему так важно развивать эмоциональный интеллект? – КОГНИТИВ-ПЛЮС неумение контролировать свой аффект и регулировать собственное поведение;
    • неспособность сопереживать другим и радоваться за них;
    • неспособность принимать чужую помощь и поддержку;
    • невозможность выстроить близкие отношения, отсутствие в них эмоциональных проявлений;
    • непонимание последствий собственных действий, спровоцированных аффектом, для себя и окружающих.

    Конечно, проблемы преодолеваются в будущем с помощью психотерапии, но легче не допускать их возникновения.

    Особенности развития эмоций у детей

    Сейчас многие родители стремятся к раннему развитию, стараются с детства учить чадо языкам, счету, чтению, уже в младшей школе обучают программированию. Но искусственное развитие с высокой интенсивностью не так уж полезно, может привести к непредсказуемым результатам в будущем. Процесс должен быть гармоничным, и эмоциональный интеллект является его важной частью.

    Большинство детей рождаются искренними, открытыми, в течении жизни их эмоции развиваются, как и психика в целом. ЭИ совершенствуется так же, как и память, речь, моторика, мышление.

    Уже в первые месяцы жизни ребенок проявляет эмоции в виде комплекса оживления, улыбки. Дети выражают себя непосредственно, они искренни в своих проявлениях. Со временем можно лишь научить их лучше понимать себя и соблюдать правила поведения в обществе.

    К сожалению, некоторые родители чрезмерно строги в воспитании и, поскольку сами привыкли подавлять эмоции, приучают к этому и детей. Это может стать большой трагедией в будущей жизни, так как запрет на проявление чувств является психотравмирующим и приводит к различным психическим нарушениям, например, неврозам.

    Главная задача родителей в ранние годы — не запрещать малышу проявлять эмоции, но учить распознавать их. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, и лучше, если обучение происходит в игровой форме.

    Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?

    Свяжитесь с нашим специалистом:

    Методы формирования эмоциональной компетентности у детей

    Родительские практики развития эмоционального интеллекта могут быть включены в общение с младенцем с первых месяцев его жизни. Самая первая практика — игра в «Ку-ку!». Малыш видит улыбку на лице мамы, слышит ее веселый голос и заливается радостным смехом. Он понимает, что с ним играют, это хорошо и обоим весело.

    Когда ребенок подрастает и начинает говорить, родители могут начать обсуждать с ним его чувства. Чтобы объяснить маленьким детям такие абстрактные понятия, можно использовать метафоры, сравнения и даже одушевление, представляя их в виде предметов, природных явлений, живых существ. Например:

    1. Методы формирования эмоциональной компетентности у детей – КОГНИТИВ-ПЛЮС «Кажется, тебе сейчас весело, правда?»
    2. «Ты упал, тебе больно, и ты расстроен. Поплачь, тебе станет легче».
    3. «Ты такой счастливый, весь светишься, как солнышко».
    4. «Ты сердитый и колючий, как ежик».
    5. «Молодец, ты смелый, как лев».

    Можно сравнивать чувства со сказочными персонажами, рисовать их, лепить и изображать другими способами. У некоторых людей есть такое свойство, как синестезия — для них эмоции могут быть окрашены в определенный цвет или звучать как музыка. Но ассоциации с каким-либо цветом, запахом, звуком доступны всем.

    Чтобы ребенок начал озвучивать, что он чувствует, родителям желательно делать то же самое постоянно. Важно именно называть чувства, особенно негативные, а не просто демонстрировать реакции под их влиянием. Говорить о том, что вы сейчас ощущаете, нужно так же свободно, как и о том, что ощущает и делает ребенок:

    1. «Я злюсь, потому что ты меня не слушаешься».
    2. «Здесь беспорядок, и меня это расстраивает».
    3. «Я радуюсь, потому что ты радуешься».

    В дошкольном и младшем школьном возрасте родители могут обсуждать с детьми поведение и переживания героев мультфильмов, художественных произведений.

    Они должны показать, что не всегда бывают в хорошем настроении: мама и папа — тоже живые люди, им бывает грустно, они способны чувствовать усталость, а могут и повеселиться, и подурачиться. В это же время можно учить ребенка безопасно выражать свои чувства.

    Особенно важно уделить внимание развитию ЭИ в период взросления. Родителям неизбежно приходится признать, что пубертатный период сильно влияет на психику: у подростков появляется много переживаний, с которыми они зачастую не умеют справляться. Эти переживания нужно не обесценивать, а помочь разобраться в них.

    Особенно важно уделить внимание развитию ЭИ в период взросления – КОГНИТИВ-ПЛЮС Для развития ЭИ в подростковом возрасте хорошо подходят различные виды арт-терапии. Дети могут рисовать свои эмоции, написать эссе на тему своего душевного состояния, слушать музыку, которая откликается в душе и приносит облегчение, смотреть фильмы, вызывающие сильную реакцию, и затем обсуждать чувства персонажей.

    Подростки начинают познавать взрослый мир, и собственные переживания для них в этот период очень значимы. Часто кажущееся равнодушие и бесчувствие на самом деле представляют собой типичную подростковую провокацию, за которой скрываются чрезмерная чувствительность, ранимость и неуверенность в себе.

    Подростки очень нуждаются в поддержке взрослых и мудром руководстве, в том числе и в том, как обращаться со своими чувствами.

    Скидка 10%!
    Запишитесь онлайн прямо сейчас!

    Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:

    Практические упражнения для развития ЭИ у детей

    Игры, приведенные здесь, можно использовать для обучения распознаванию и пониманию своих эмоций, начиная с дошкольного возраста. Они пригодятся не только родителям, но и детским психологам, воспитателям детского сада, специальным педагогам, вожатым в детском лагере — всем, кто работает с детьми.

    Игра с мячом

    Игра с мячом – КОГНИТИВ-ПЛЮС Кидая мяч ребенку, говорите: «Я радуюсь, когда…» Он, кидая мяч в ответ, должен назвать ситуацию, когда испытывает радость, например: «…ем мороженое». Так продолжайте до тех пор, пока он может придумать варианты. Они не должны повторяться. Придумайте минимум 5–7. Затем игра продолжается с другими понятиями: «Я грущу, когда…», «Мне страшно, когда…»… и т. д.

    Пиктограммы

    Для этой игры нужны карточки с изображениями эмоций. Играть можно компанией. Игрок достает карточку из коробки и пытается показать то, что там изображено. Остальные пытаются угадать, что он изобразил. Победителю передается ход.

    «Волшебные мешочки».

    Для этой практики понадобятся два мешочка. В один мешочек предложите ребенку сложить все те переживания, от которых он хочет сейчас избавиться: грусть, страх, обиду, досаду. Затем мешочек крепко завяжите, уберите и спрячьте. Из второго мешочка предложите взять любые положительные чувства, которые он сейчас хотел бы испытывать.

    Если вы будете обращать внимание на эмоции ребенка, то, скорее всего, его ЭИ будет развиваться в нормальном темпе. Но если вы понимаете, что не справляетесь, обратитесь за профессиональной помощью к психологам клиники «КОГНИТИВ ПЛЮС» по телефонам: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.

    Литература:

    1. Мурашова К., Шиманская В. «Повороты взросления. Суперсила подростка для преодоления любых трудностей». – М., «Миф», 2023 г.
    2. Изерн Сюзанна «Эмоциометр инспектора Крока. Учимся определять, измерять и контролировать эмоции». – М., «Попурри», 2020 г.
    3. Кьярра Пирроди «Я и мои эмоции. Сказкотерапия». – М., «РОСМЭН», 2023 г.
    Blog Author Image

    Статью подготовил эксперт

    Кизицкий Ивери Зазович

    Врач-психиатр с 12-летним стажем

    Информация, представленная на странице, написана экспертом, является актуальной и достоверной

    ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

    Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.

      Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
      Врач

      Ломака Владимир Владимирович
      Врач-психиатр

      НАШИ ВРАЧИ

      В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики

      icon

      Наши преимущества

      Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности. Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности.
      Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи. Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи.
      Консультации для пациентов и их близких. Консультации для пациентов и их близких.
      Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток. Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток.
      Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику. Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику.
      Доступные цены и высокое качество услуг. Доступные цены и высокое качество услуг.

      Наши фотографии

      Лицензии

      Отзывы

      160 Довольных пациентов

      Все отзывы
      Все отзывы
      Оставить отзыв
      5
      Добавить фото
      Заказать звонок

        Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

        Записаться на прием

          Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

          Заказать консультацию

            Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

            Вызвать врача на дом

              Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

              Заказать услугу

                Отправляя форму, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности