Важнейшей задачей для родителей является развитие эмоционального интеллекта у детей. Это необходимо, чтобы ребенку в жизни было легко понимать мотивы окружающих, распознавать свои чувства и проживать их. Эмоциональный интеллект дает больше возможностей для социальной адаптации, а значит, позволяет добиваться гораздо больших успехов в жизни.
Занимаясь развитием эмоциональной сферы у малыша, родителям важно убедиться, что их собственные навыки достаточно развиты. Нет смысла учить чадо быть лучше, не подавая ему хороший пример. А значит, упражнения для улучшения ЭИ будет полезно практиковать всей семьей.
Если вы считаете, что вашему ребенку нужна помощь профессионального психолога, обратитесь в клинику «КОГНИТИВ ПЛЮС»: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Термин «эмоциональный интеллект» появился не так давно. Его ввели в 1990-м году психологи Питер Сэловей и Джон Майер, они же разработали и соответствующую концепцию. По мнению создателей, это понятие, согласно их определению, означает способность человека распознавать и описывать, что он ощущает, а также понимать других людей.
Модель ЭИ, которую создали Сэловей и Майер, содержит 4 компонента:
Развитие умения понимать свои и чужие чувства происходит последовательно: сначала ребенок учится осознавать себя, собственные мотивы и ощущения, а затем старается понять других людей. Постепенно он овладевает искусством управления эмоциональной сферой, и это значительно способствует его социальной адаптации, самоконтролю, творческому самовыражению. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Большинство детей испытывают сильные чувства с раннего возраста и обычно легко проявляют их. Управление ими — сложная задача, но это важно научиться делать по ряду причин:
Если у малыша низкий эмоциональный интеллект, то он сталкивается с проблемами:
Конечно, проблемы преодолеваются в будущем с помощью психотерапии, но легче не допускать их возникновения.
Сейчас многие родители стремятся к раннему развитию, стараются с детства учить чадо языкам, счету, чтению, уже в младшей школе обучают программированию. Но искусственное развитие с высокой интенсивностью не так уж полезно, может привести к непредсказуемым результатам в будущем. Процесс должен быть гармоничным, и эмоциональный интеллект является его важной частью.
Большинство детей рождаются искренними, открытыми, в течении жизни их эмоции развиваются, как и психика в целом. ЭИ совершенствуется так же, как и память, речь, моторика, мышление.
Уже в первые месяцы жизни ребенок проявляет эмоции в виде комплекса оживления, улыбки. Дети выражают себя непосредственно, они искренни в своих проявлениях. Со временем можно лишь научить их лучше понимать себя и соблюдать правила поведения в обществе.
К сожалению, некоторые родители чрезмерно строги в воспитании и, поскольку сами привыкли подавлять эмоции, приучают к этому и детей. Это может стать большой трагедией в будущей жизни, так как запрет на проявление чувств является психотравмирующим и приводит к различным психическим нарушениям, например, неврозам.
Главная задача родителей в ранние годы — не запрещать малышу проявлять эмоции, но учить распознавать их. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, и лучше, если обучение происходит в игровой форме.
Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?
Родительские практики развития эмоционального интеллекта могут быть включены в общение с младенцем с первых месяцев его жизни. Самая первая практика — игра в «Ку-ку!». Малыш видит улыбку на лице мамы, слышит ее веселый голос и заливается радостным смехом. Он понимает, что с ним играют, это хорошо и обоим весело.
Когда ребенок подрастает и начинает говорить, родители могут начать обсуждать с ним его чувства. Чтобы объяснить маленьким детям такие абстрактные понятия, можно использовать метафоры, сравнения и даже одушевление, представляя их в виде предметов, природных явлений, живых существ. Например:
Можно сравнивать чувства со сказочными персонажами, рисовать их, лепить и изображать другими способами. У некоторых людей есть такое свойство, как синестезия — для них эмоции могут быть окрашены в определенный цвет или звучать как музыка. Но ассоциации с каким-либо цветом, запахом, звуком доступны всем.
Чтобы ребенок начал озвучивать, что он чувствует, родителям желательно делать то же самое постоянно. Важно именно называть чувства, особенно негативные, а не просто демонстрировать реакции под их влиянием. Говорить о том, что вы сейчас ощущаете, нужно так же свободно, как и о том, что ощущает и делает ребенок:
В дошкольном и младшем школьном возрасте родители могут обсуждать с детьми поведение и переживания героев мультфильмов, художественных произведений.
Они должны показать, что не всегда бывают в хорошем настроении: мама и папа — тоже живые люди, им бывает грустно, они способны чувствовать усталость, а могут и повеселиться, и подурачиться. В это же время можно учить ребенка безопасно выражать свои чувства.
Особенно важно уделить внимание развитию ЭИ в период взросления. Родителям неизбежно приходится признать, что пубертатный период сильно влияет на психику: у подростков появляется много переживаний, с которыми они зачастую не умеют справляться. Эти переживания нужно не обесценивать, а помочь разобраться в них.
Для развития ЭИ в подростковом возрасте хорошо подходят различные виды арт-терапии. Дети могут рисовать свои эмоции, написать эссе на тему своего душевного состояния, слушать музыку, которая откликается в душе и приносит облегчение, смотреть фильмы, вызывающие сильную реакцию, и затем обсуждать чувства персонажей.
Подростки начинают познавать взрослый мир, и собственные переживания для них в этот период очень значимы. Часто кажущееся равнодушие и бесчувствие на самом деле представляют собой типичную подростковую провокацию, за которой скрываются чрезмерная чувствительность, ранимость и неуверенность в себе.
Подростки очень нуждаются в поддержке взрослых и мудром руководстве, в том числе и в том, как обращаться со своими чувствами. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Игры, приведенные здесь, можно использовать для обучения распознаванию и пониманию своих эмоций, начиная с дошкольного возраста. Они пригодятся не только родителям, но и детским психологам, воспитателям детского сада, специальным педагогам, вожатым в детском лагере — всем, кто работает с детьми.
Кидая мяч ребенку, говорите: «Я радуюсь, когда…» Он, кидая мяч в ответ, должен назвать ситуацию, когда испытывает радость, например: «…ем мороженое». Так продолжайте до тех пор, пока он может придумать варианты. Они не должны повторяться. Придумайте минимум 5–7. Затем игра продолжается с другими понятиями: «Я грущу, когда…», «Мне страшно, когда…»… и т. д.
Для этой игры нужны карточки с изображениями эмоций. Играть можно компанией. Игрок достает карточку из коробки и пытается показать то, что там изображено. Остальные пытаются угадать, что он изобразил. Победителю передается ход.
Для этой практики понадобятся два мешочка. В один мешочек предложите ребенку сложить все те переживания, от которых он хочет сейчас избавиться: грусть, страх, обиду, досаду. Затем мешочек крепко завяжите, уберите и спрячьте. Из второго мешочка предложите взять любые положительные чувства, которые он сейчас хотел бы испытывать.
Если вы будете обращать внимание на эмоции ребенка, то, скорее всего, его ЭИ будет развиваться в нормальном темпе. Но если вы понимаете, что не справляетесь, обратитесь за профессиональной помощью к психологам клиники «КОГНИТИВ ПЛЮС» по телефонам: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики