Для человека очень важна адекватная оценка своих возможностей. В равной степени опасны и преувеличение, и ее занижение. Комплекс неполноценности у ребенка способен нанести огромный вред не только в настоящем, но и в будущем, стать причиной развития фобий, ограничения возможностей из-за недооценки себя и принятия неверных решений.
Состояние поддается коррекции, и чем раньше родители обратились за профессиональной помощью, тем лучше прогноз. Записывайтесь на консультацию к специалистам клиники психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Термин подразумевает значительное занижение собственных возможностей, отказ от признания заслуг и негативное восприятие похвалы. Человек ощущает свою неполноценность и ущербность, болезненно отмечает преимущества окружающих. Состояние относится к психическим нарушениям, встречается часто, в любом возрасте, особенно опасно для детей и подростков.
Негативное представление о самом себе и своих качествах мешает гармоничному развитию личности, самосовершенствованию, стремлению к достижению целей и раскрытию творческих способностей. Такой человек подобен птице со связанными крыльями. Они есть, нет веры в то, что получится взлететь.
По мнению психоаналитика Альфреда Адлера, практически все дети ощущают свою беспомощность на фоне «всесильных» взрослых. Если у родителей хватает чуткости, такта и любви поддержать в процессе взросления и вовремя признать ребенка равным себе, то проблем не возникает, самооценка формируется на правильном уровне. В противном случае образуется негатив, который, вполне возможно, будет преследовать всю жизнь, значительно снижая ее качество.
При определенных обстоятельствах комплекс неполноценности у детей может стать мощным стимулом к самосовершенствованию, достижению мастерства в выбранной деятельности. Но чаще всего подобное нарушение приводит к надлому в психике, формированию приспособленческих качеств, развитию созависимости и поиску сильного партнера. У мужчин этот комплекс протекает тяжелее, чем у женщин, степень сопутствующей депрессии больше. Ломака Владимир Владимирович
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.
Врач-психиатр
Формирование самооценки идет постепенно, начинается в раннем возрасте. В эти годы очень важна поддержка и любовь близких. Тогда ребенок уверен в своих силах, адекватно воспринимает неудачи и достижения.
При холодности и равнодушии со стороны родителей дети начинают искать причину отсутствия внимания и, как правило, находят это в себе, считая, что недостойны тепла и ласки. Комплекс неполноценности у подростков обостряется при неудачах в отношениях с противоположным полом.
Кроме отсутствия гармонии в семье, причинами нарушения могут стать:
Оказывают влияние и социальные условия. Если ребенка постоянно притесняют по какому-либо признаку, это приводит к катастрофическому снижению самооценки. К такому же результату ведет его сравнивание с другими с подчеркиванием промахов и неудовлетворительных итогов.
Возможно развитие расстройства и при чрезмерно высокой нагрузке в сочетании с «синдромом отличника», когда ребенок физически не может удержать поставленную ему завышенную планку и взваливает вину за неудачу на себя. Кизицкий Ивери Зазович
Врач-психиатрНачать Лечение
Получить бесплатную консультацию или записать на прием можно по телефонам
Определить признаки комплекса неполноценности при внимательном наблюдении за поведением достаточно просто. Наиболее яркие:
Проявление расстройства существенно отличается в зависимости от пола. Мальчики становятся агрессивными и раздражительными, не желают слушать слова ободрения, не переносят замечания. Внешний вид неряшливый, а у подростков — провокационный. Девочки чаще застенчивые, постоянно извиняются, стремятся остаться в одиночестве, теряются при знакомстве с новыми людьми, стараются ничем не выделяться. Но могут встречаться и обратные ситуации.
Мышление преимущественно негативное. Выстраиваются сценарии событий с заведомо плохой развязкой. Любое препятствие, временная неудача воспринимается как катастрофа, что приводит к отказу от выхода из зоны комфорта и новой попытки выполнить намеченное.
Наблюдается постоянная потребность в одобрении со стороны окружающих. Его отсутствие немедленно приводит к ухудшению настроения. Присутствует привычка оправдываться, имеются сложности с просьбами о помощи, нет навыка получения удовольствия от собственных достижений.
Человек отказывается от активных действий, думая, что все равно ничего не сможет изменить к лучшему. С возрастом такие люди получают пищевые нарушения, в погоне за недостижимым идеалом становятся постоянными клиентами пластических хирургов. Дети отличаются отсутствием инициативы, боятся браться за сложные поручения, не любят работать в команде и быть в центре внимания.
Но встречается и другая реакция, когда за счет рискованных поступков, эпатажных выступлений, асоциального поведения и вызывающих высказываний дети стремятся доказать свою состоятельность как личности, выбирая агрессивный стиль борьбы со своей внутренней неуверенностью. Обе линии поведения создают множество проблем как для самого ребенка, так и для его окружения.
При переходе во взрослую жизнь для восстановления эмоционального равновесия часто выбирается один из способов «замещения». Это может быть компульсивное переедание, практически полный отказ от пищи, приводящий к анорексии, алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость.
На фоне постоянного перенапряжения развиваются соматические заболевания, психические расстройства, тяжелые фобии. У детей младшего возраста ухудшается качество речи, возникают тики, ночной энурез, судороги. По мере взросления появляется депрессия, она носит хронический характер, может привести к попытке суицида, особенно велика его опасность в пубертатный период. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Родителям нужно понимать, что проблема не решается простым похлопыванием по плечу и словами «ты молодец». Поддержка необходима, но кроме нее нужен и курс психотерапии.
Для подбора эффективных способов лечения проводится диагностика. Она начинается с беседы со специалистом, в ходе которой отслеживаются реакция на критику, высказывания ребенка на свой счет, оценивается уровень личной активности, эмоциональности, готовность к принятию нестандартных решений. Используются игровые техники диагностирования, графические и интерпретационные тесты.
Работа с детьми проводится в индивидуальной и групповой форме. Применяются театрализация, сказкотерапия, для более старших — ситуационные игры. Цель — восстановить внутреннее равновесие и повысить самооценку, а также научить позитивному мышлению и создать механизмы защиты от негативного влияния.
Важное значение имеют совместные занятия детей и родителей, во время которых укрепляется взаимопонимание, находятся варианты поддержки и восстановления теплых доверительных отношений. Без родителей ребенок с проблемой не справится. Ему очень нужны любовь и понимание.
Если появилось тревожные симптомы, указывающие на комплекс неполноценности, и требуется помощь, звоните в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики