Вызов на дом Запись на прием Заказать звонок

Методы воспитания ответственности у детей

21.02.2025
Время на прочтение: 5 мин

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Поделиться

Содержание:

  1. Что такое ответственность и зачем она нужна
  2. Возраст ответственности у дошколят
  3. Формирование ответственности
    3.1. У дошкольников
    3.2. У младших школьников
  4. Как развивать ответственность

Методы воспитания ответственности у детей – КОГНИТИВ-ПЛЮС Каждый родитель желает, чтобы его ребенок стал ответственным и самостоятельным человеком. Способность отвечать за совершаемые поступки не является врожденной, она формируется на протяжении всей своей жизни. От того, насколько правильно родители и педагоги будут развивать подобные качества у ребенка, зависит степень его самостоятельности в будущем.

Чтобы не допустить ошибок в воспитании этих навыков у подрастающего поколения, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам клиники психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Записаться на консультацию можно по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.

Что такое ответственность и зачем она нужна

Ответственность — это способность человека осознавать последствия поступков и принимать на себя обязательства. У детей данное чувство развивается постепенно, по мере их взросления.

Психологи характеризуют ответственного ребенка, как личность, которая обладает следующими качествами:

  • Выполняет свои обязанности. У него должно быть понимание того, что у него есть конкретный перечень обязательных дел. Он должен убирать за собой, выполнять домашнюю работу и т. д.
  • Соблюдает обещания. Он учится сдерживать данные им обещания и отвечать за свои слова.
  • Признает допущенные им ошибки. Дети с развитым чувством ответственности не ищут оправданий. Они полностью отвечают за совершенные ошибки и учатся на них.
  • Проявляет уважение. Дети должны уважать окружающих, независимо от их возраста.
  • Сам вносит изменения в собственную жизнь и отвечает за их исход.

Воспитывать такие качества нужно, чтобы:

  • Повысить самооценку. Если малыш видит, что ему доверяют, его самооценка повышается.
  • Улучшить показатели успеваемости. У ответственных детей более высокая мотивация к выполнению домашнего задания и достижению успеха в учебе.
  • Развить независимость. Ответственные дети более независимы и уверены в себе.
  • Улучшить поведение. Отвечающий за свои действия ребенок ведет себя лучше, так как осознает последствия поступков.
  • Подготовить ко взрослой жизни. Воспитание ответственности в детском возрасте является гарантией того, что из малыша вырастет взрослая самостоятельная личность.

Нужна консультация?

Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы! или звоните
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

Возраст ответственности у дошколят

В разные возрастные периоды применяются свои подходы к формированию ответственности:

  • Возраст ответственности у дошколят – КОГНИТИВ-ПЛЮС От рождения до 2 лет — младенец не способен связывать свои поступки с наступившими последствиями. Он видит, как окружающие реагируют на его действия, в его памяти откладывается то, как делать нельзя.
  • От 2 до 3,5 лет — именно на этот период приходится кризис 3-летнего возраста. Дети начинают вести себя по-другому: они капризничают, отказываются от выполнения привычных дел. Они понимают все запреты, но все равно поступают вопреки правилам. При таком поведении родителям следует четко обозначить границы дозволенного и неукоснительно придерживаться их, несмотря на детские капризы. По окончании кризиса все придет в норму.
  • От 3,5 до 5 лет — в этот момент важно признавать самостоятельность крохи в ряде вопросов. Можно назначить его ответственным за уборку игрушек, полив комнатных растений и т. п.
  • От 5 до 7 лет — в этом возрастном периоде у дошкольника возникает понимание того, какие из его поступков получат положительный отклик. Следует расширять список его полномочий, вменить некоторые домашние обязанности, работу на дачном участке. Необходимо рассказывать о том, что важно бережно относиться к природе и к вещам, принадлежащим другим людям.

У детей младшего возраста важно максимально поддерживать проявление инициативы. Это поможет им в будущем достигать намеченных целей и защищать свои права.

Формирование ответственности

У дошкольников

С 3 лет большинство малышей посещает детсад, где приходится придерживаться определенных правил. В этот перечень входит бережное отношение к общим игрушкам. Следует всегда быть в границах видимости воспитателя во время прогулки, обеспечивать сохранность своих вещей.

Необходимо давать малышу поручения, которые ему нужно выполнить:

  • убрать на свои места игрушки;
  • разложить столовые приборы;
  • застелить постель после «тихого часа».

Отлично, если дошкольники осуществляют следующие действия:

  • занимаются посадкой растений;
  • оказывают помощь в уходе за обитателями живого уголка.

Занимаясь подобными делами, дети чувствуют себя взрослыми, ответственными за выполнение порученных им задач.

Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!

Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:

У младших школьников

В школах дети должны подчиняться установленным правилам и внутришкольному распорядку. Они учатся взаимопониманию с ровесниками и развивают способность находить правильные варианты для урегулирования спорных моментов. Задача педагогов состоит в следующем:

  • У младших школьников – КОГНИТИВ-ПЛЮС чувствовать каждого ребенка;
  • способствовать раскрытию индивидуальности;
  • не препятствовать проявлению лидерских качеств;
  • побуждать детей к инициативности, учить не бояться нового и даже совершения ошибок.

Педагоги при взаимодействии с родителями могут достигнуть высоких результатов в воспитании ответственных детей.

Как развивать ответственность

К воспитанию ответственности у ребенка необходимо подходить последовательно, проявляя терпение. Вот несколько рекомендаций от психологов клиники «КОГНИТИВ-ПЛЮС».

Поощряйте независимость:

  • Давайте ему возможность принятия решений в границах разумного.
  • Позволяйте ему самостоятельно решать вопросы в соответствие с возрастом.
  • Не проявляйте излишнюю опеку, поскольку она препятствует формированию самостоятельности.

Назначайте обязанности:

  • Назначайте ему круг постоянных домашних обязанностей: уход за питомцами и комнатными растениями, протирание пыли с мебели и т. д.
  • Разъясните ему, как важна его помощь и какой вклад он вносит в общее семейное благо.

Не избегайте естественных последствий:

  • Дайте возможность ребенку почувствовать результаты совершаемых им действий.
  • Если он забыл что-то сделать, не спешите выполнять это сами. Пусть он увидит негативный эффект своей забывчивости.
  • Не прибегайте к наказанию, которое никак не связано с проступком.

Определите четкие ожидания:

  • Установите конкретный перечень правил для его поведения.
  • Расскажите ему, что его ждет при их нарушении.
  • Проявляйте последовательность в своих ожиданиях и прибегайте к дисциплинарному воздействию.

Поощряйте:

  • Поощряйте – КОГНИТИВ-ПЛЮС Хвалите ребенка, если он проявляет подобные качества.
  • Применяйте систему награждения за выполненные обязанности и достигнутые цели.
  • Избегайте излишнего поощрения, поскольку это нарушает внутреннюю мотивацию.

Показывайте пример:

  • Дети учатся на примере, наблюдая за взрослыми людьми.
  • Показывайте, что вы отвечаете за собственные поступки.
  • Пусть малыш увидит, что вы тоже ошибаетесь, но не переносите ответственность за это на других.

Вместе принимайте решения:

  • Позволяйте детям участвовать в принятии решений, непосредственно их касающихся.
  • Расскажите им, что есть разные варианты. Помогите взвесить все «за» и «против».
  • Уважайте их мнение. Так они будут чувствовать себя ответственными за свой выбор.

Хотите узнать все варианты Стоимости услуг?

Свяжитесь с нашим специалистом:

Учите решать проблемы:

  • Помогайте развивать навыки, позволяющие решать возникающие проблемы.
  • Поощряйте за обдумывание ситуации, поиск возможных решений и прогнозирование результатов.
  • Поддерживайте в ходе поиска правильных решений.

Развивайте чувство сопереживания:

  • Развивайте чувство сопереживания – КОГНИТИВ-ПЛЮС Обучайте детей пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
  • Помогите им осознать, как их поступки могут воздействовать на окружающих.
  • Поощряйте их за помощь нуждающимся.

Будьте настойчивы и терпеливы:

  • Чтобы достичь результатов, придется потратить время и проявлять терпение.
  • Не стоит надеяться на быстрые результаты и не следует отчаиваться при совершении ребенком ошибок.
  • Оказывайте поддержку в ходе обучения и поощряйте их усилия.

Используя данные методики, вы поможете своему ребенку развить ответственность и стать самодостаточной личностью.

Если у вас возникнут сложности и понадобится помощь специалистов, рекомендуем обратиться в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Запись на прием осуществляется по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.

Литература:

  1. Ю.В. Василькина, Воспитание ответственности. Мама и малыш, 2007, №11.
  2. Самойленко Т.Г. Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе. — М.: Пермь: Изд-во Пермского госуниверситета, 1998.
  3. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. — В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М., 1998.
Blog Author Image

Статью подготовил эксперт

Кизицкий Ивери Зазович

Врач-психиатр с 12-летним стажем

Информация, представленная на странице, написана экспертом, является актуальной и достоверной

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Запишитесь на первичную консультацию и мы подберем подходящий вариант решения вашей проблемы.
Врач

Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр

НАШИ ВРАЧИ

В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики

icon

Наши преимущества

Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности. Сохранение врачебной тайны, соблюдение конфиденциальности.
Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи. Круглосуточная работа, оказание экстренной и плановой помощи.
Консультации для пациентов и их близких. Консультации для пациентов и их близких.
Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток. Госпитализация в стационар при острых состояниях независимо от времени суток.
Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику. Выезд врача на дом сразу после звонка в клинику.
Доступные цены и высокое качество услуг. Доступные цены и высокое качество услуг.

Наши фотографии

Лицензии

Отзывы

160 Довольных пациентов

Все отзывы
Все отзывы
Оставить отзыв
5
Добавить фото
Заказать звонок
Записаться на прием
Заказать консультацию
Вызвать врача на дом
Заказать услугу