Каждый родитель желает, чтобы его ребенок стал ответственным и самостоятельным человеком. Способность отвечать за совершаемые поступки не является врожденной, она формируется на протяжении всей своей жизни. От того, насколько правильно родители и педагоги будут развивать подобные качества у ребенка, зависит степень его самостоятельности в будущем.
Чтобы не допустить ошибок в воспитании этих навыков у подрастающего поколения, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам клиники психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Записаться на консультацию можно по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Что такое ответственность и зачем она нужна
Ответственность — это способность человека осознавать последствия поступков и принимать на себя обязательства. У детей данное чувство развивается постепенно, по мере их взросления.
Психологи характеризуют ответственного ребенка, как личность, которая обладает следующими качествами:
Выполняет свои обязанности. У него должно быть понимание того, что у него есть конкретный перечень обязательных дел. Он должен убирать за собой, выполнять домашнюю работу и т. д.
Соблюдает обещания. Он учится сдерживать данные им обещания и отвечать за свои слова.
Признает допущенные им ошибки. Дети с развитым чувством ответственности не ищут оправданий. Они полностью отвечают за совершенные ошибки и учатся на них.
Проявляет уважение. Дети должны уважать окружающих, независимо от их возраста.
Сам вносит изменения в собственную жизнь и отвечает за их исход.
Воспитывать такие качества нужно, чтобы:
Повысить самооценку. Если малыш видит, что ему доверяют, его самооценка повышается.
Улучшить показатели успеваемости. У ответственных детей более высокая мотивация к выполнению домашнего задания и достижению успеха в учебе.
Развить независимость. Ответственные дети более независимы и уверены в себе.
Улучшить поведение. Отвечающий за свои действия ребенок ведет себя лучше, так как осознает последствия поступков.
Подготовить ко взрослой жизни. Воспитание ответственности в детском возрасте является гарантией того, что из малыша вырастет взрослая самостоятельная личность.
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
В разные возрастные периоды применяются свои подходы к формированию ответственности:
От рождения до 2 лет — младенец не способен связывать свои поступки с наступившими последствиями. Он видит, как окружающие реагируют на его действия, в его памяти откладывается то, как делать нельзя.
От 2 до 3,5 лет — именно на этот период приходится кризис 3-летнего возраста. Дети начинают вести себя по-другому: они капризничают, отказываются от выполнения привычных дел. Они понимают все запреты, но все равно поступают вопреки правилам. При таком поведении родителям следует четко обозначить границы дозволенного и неукоснительно придерживаться их, несмотря на детские капризы. По окончании кризиса все придет в норму.
От 3,5 до 5 лет — в этот момент важно признавать самостоятельность крохи в ряде вопросов. Можно назначить его ответственным за уборку игрушек, полив комнатных растений и т. п.
От 5 до 7 лет — в этом возрастном периоде у дошкольника возникает понимание того, какие из его поступков получат положительный отклик. Следует расширять список его полномочий, вменить некоторые домашние обязанности, работу на дачном участке. Необходимо рассказывать о том, что важно бережно относиться к природе и к вещам, принадлежащим другим людям.
У детей младшего возраста важно максимально поддерживать проявление инициативы. Это поможет им в будущем достигать намеченных целей и защищать свои права.
Формирование ответственности
У дошкольников
С 3 лет большинство малышей посещает детсад, где приходится придерживаться определенных правил. В этот перечень входит бережное отношение к общим игрушкам. Следует всегда быть в границах видимости воспитателя во время прогулки, обеспечивать сохранность своих вещей.
Необходимо давать малышу поручения, которые ему нужно выполнить:
убрать на свои места игрушки;
разложить столовые приборы;
застелить постель после «тихого часа».
Отлично, если дошкольники осуществляют следующие действия:
занимаются посадкой растений;
оказывают помощь в уходе за обитателями живого уголка.
Занимаясь подобными делами, дети чувствуют себя взрослыми, ответственными за выполнение порученных им задач.
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
В школах дети должны подчиняться установленным правилам и внутришкольному распорядку. Они учатся взаимопониманию с ровесниками и развивают способность находить правильные варианты для урегулирования спорных моментов. Задача педагогов состоит в следующем:
чувствовать каждого ребенка;
способствовать раскрытию индивидуальности;
не препятствовать проявлению лидерских качеств;
побуждать детей к инициативности, учить не бояться нового и даже совершения ошибок.
Педагоги при взаимодействии с родителями могут достигнуть высоких результатов в воспитании ответственных детей.
Как развивать ответственность
К воспитанию ответственности у ребенка необходимо подходить последовательно, проявляя терпение. Вот несколько рекомендаций от психологов клиники «КОГНИТИВ-ПЛЮС».
Поощряйте независимость:
Давайте ему возможность принятия решений в границах разумного.
Позволяйте ему самостоятельно решать вопросы в соответствие с возрастом.
Не проявляйте излишнюю опеку, поскольку она препятствует формированию самостоятельности.
Назначайте обязанности:
Назначайте ему круг постоянных домашних обязанностей: уход за питомцами и комнатными растениями, протирание пыли с мебели и т. д.
Разъясните ему, как важна его помощь и какой вклад он вносит в общее семейное благо.
Не избегайте естественных последствий:
Дайте возможность ребенку почувствовать результаты совершаемых им действий.
Если он забыл что-то сделать, не спешите выполнять это сами. Пусть он увидит негативный эффект своей забывчивости.
Не прибегайте к наказанию, которое никак не связано с проступком.
Определите четкие ожидания:
Установите конкретный перечень правил для его поведения.
Расскажите ему, что его ждет при их нарушении.
Проявляйте последовательность в своих ожиданиях и прибегайте к дисциплинарному воздействию.
Поощряйте:
Хвалите ребенка, если он проявляет подобные качества.
Применяйте систему награждения за выполненные обязанности и достигнутые цели.
Избегайте излишнего поощрения, поскольку это нарушает внутреннюю мотивацию.
Показывайте пример:
Дети учатся на примере, наблюдая за взрослыми людьми.
Показывайте, что вы отвечаете за собственные поступки.
Пусть малыш увидит, что вы тоже ошибаетесь, но не переносите ответственность за это на других.
Вместе принимайте решения:
Позволяйте детям участвовать в принятии решений, непосредственно их касающихся.
Расскажите им, что есть разные варианты. Помогите взвесить все «за» и «против».
Уважайте их мнение. Так они будут чувствовать себя ответственными за свой выбор.
Поощряйте за обдумывание ситуации, поиск возможных решений и прогнозирование результатов.
Поддерживайте в ходе поиска правильных решений.
Развивайте чувство сопереживания:
Обучайте детей пониманию и сопереживанию чувствам других людей.
Помогите им осознать, как их поступки могут воздействовать на окружающих.
Поощряйте их за помощь нуждающимся.
Будьте настойчивы и терпеливы:
Чтобы достичь результатов, придется потратить время и проявлять терпение.
Не стоит надеяться на быстрые результаты и не следует отчаиваться при совершении ребенком ошибок.
Оказывайте поддержку в ходе обучения и поощряйте их усилия.
Используя данные методики, вы поможете своему ребенку развить ответственность и стать самодостаточной личностью.
Если у вас возникнут сложности и понадобится помощь специалистов, рекомендуем обратиться в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Запись на прием осуществляется по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Литература:
Ю.В. Василькина, Воспитание ответственности. Мама и малыш, 2007, №11.
Самойленко Т.Г. Воспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе. — М.: Пермь: Изд-во Пермского госуниверситета, 1998.
Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. — В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М., 1998.
В «Когнитив-Плюс» лечился от бессонницы. Понравилось, что там стараются обойтись без лекарств, а пытаются найти причины. После проработки своих психологических проблем я снова стал хорошо спать.
Сергей Васильев
Лечение бессонницы
После тяжелого развода потеряла интерес к жизни, почти не выходила из дома. Подруга уговорила меня сходить в «Когнитив-Плюс», а там врачи вернули меня в норму, помогли понять, что жизнь продолжается и в ней будет много хорошего.
Александра Давыдова
Лечение депрессии
О клинике психического здоровья "Когнитив-Плюс" узнала по отзывам в Интернете. Искала клинику для лечения мамы с диагнозом деменция. На первичную консультацию записались быстро. Врач уважительна и тактична. Подобрали лекарства маме, объяснили нам, как правильно себя вести. Мама стала спокойнее, а нам стало проще с ней договариваться. Для человека в возрасте и его семьи такой результат многого значит. Спасибо!
Дарья Воронцова
Лечение деменции
В Когнитив Плюс привели сына. До 7 класса Коля нормально ладил с одноклассниками. А потом «не понравился» мальчику из класса постарше. Тот сначала «доставал» сына со своими друзьями, а потом к травле присоединились одноклассники. Сын стал прогуливать школу, даже пытался сбежать из дома. Перевод в другую школу помог слабо: там его не травили, но сынок держался обособленно, боялся сходиться с другими детьми. После занятий в Когнитив-Плюс сынок смог снова поверить в себя, поддерживать отношения в коллективе и не бояться дружить.
Антон Лукин
Лечение самооценки
У дедушки шизофрения. С возрастом его состояние ухудшалось все сильнее и сильнее. Обратились в клинику «Когнитив-Плюс». На консультации нам рассказали, что можно сделать. Предложили комплекс медикаментозной и психологической помощи, некоторые физиопроцедуры. Благодаря старанию врачей удалось стабилизировать состояние. Дедушка стал более адекватным, и нам с ним стало проще. Спасибо врачам!