Внимание — одна из важнейших когнитивных функций человека. В психологии этим термином называют способность сосредоточиться на конкретном объекте внешнего мира, воспринимать его с высокой степенью осознанности, целенаправленно.
Если вам или вашим близким нужна тренировка когнитивных способностей, обратитесь за помощью в центр психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Записаться на прием можно по телефонам +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Если у человека высокий уровень внимательности, он сконцентрирован на происходящем и осознанно воспринимает окружающий мир. Внимание непосредственно участвует в процессе обучения, что особенно важно для школьников и студентов. Его тренировка может значительно способствовать улучшению успеваемости.
Проблемы в этой сфере делают человека как минимум рассеянным, а в худшем случае — мешают решать повседневные задачи. При некоторых заболеваниях уровень и качество внимания снижаются, может понадобиться помощь специалиста. Полезно целенаправленно развивать это качество у ребенка в ранние годы, чтобы в дальнейшем ему было легче учиться и достигать высоких результатов. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
Внимание считается одним из самых трудно уловимых когнитивных процессов, оно редко существует отдельно и связано либо с восприятием, либо с мышлением и запоминанием, когда мы целенаправленно вовлекаемся в какую-то деятельность и концентрируемся на ней.
К основным характеристикам можно отнести:
Внимательность, высокая вовлеченность позволяет решать задачи эффективнее, сделать восприятие продуктивным, позволяя увидеть и заметить больше деталей воспринимаемого объекта. Эта способность помогает сконцентрироваться на чем-то в момент времени и отрешиться от остального. В процессе осуществляется отбор: какие объекты или их детали важнее в моменте
Таким образом, внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Фокусировка умственных процессов требует активного проявления воли. Внимание человека или привлекает что-то интересное, или ему необходимо прилагать усилия для его удержания. Чтобы успешно воспринимать, обрабатывать и сохранять информацию, индивид должен понимать, зачем ему это нужно.
Мотивацию могут снижать как внешние факторы — дискомфорт, помехи в окружающей среде, так и внутренние — отсутствие интереса и наличие более важных потребностей.
В последние годы принято говорить о так называемом клиповом внимании, которое развивается у активных пользователей интернета, в большей степени у детей и подростков.
Клиповость означает, что человек готов воспринимать короткие отрывки информации, но долго концентрироваться на одном объекте ему сложнее. Изменилась привычная система передачи знаний: теперь его принято разделять на модули, чередовать модальности восприятия, предлагать учебные материалы в разном формате — текст, видео, аудио. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Потеря концентрации и снижение других его характеристик (объема, распределенности) приводит к ухудшению качества жизни. Возникают следующие проблемы:
Отмечается неспособность сконцентрироваться на деле и довести его до конца: перескакивание с одного на другое, множество незаконченных дел.
Если симптомы сильно выражены, это признак синдрома дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Таким детям сложно сосредоточиться на чем-либо, что создает трудности в их школьном обучении.
Для них особенно важна мотивация: если дело интересно, то они способны к высокой концентрации, если нет, то не могут себя заставить закончить его, постоянно отвлекаются. Учителя считают такого ребенка ленивым или безответственным, хотя к нему просто нужен индивидуальный подход с учетом его особенностей. Кизицкий Ивери Зазович
Врач-психиатрНачать Лечение
Получить бесплатную консультацию или записать на прием можно по телефонам
Чтобы развивать внимательность, психологи советуют применять следующие методы:
Метод позволяет достичь высокой распределенности внимания, помогает бороться со стрессом и чувствовать себя бодрее, повышает уверенность и улучшает работу мозга.
Этот предмет следует сосредоточенно наблюдать в течение некоторого времени, не отвлекаясь ни на что. Начать можно с 1 минуты и затем увеличивать время.
Большинству людей сложно выполнить это упражнение, как и медитацию, им быстро становится скучно и хочется переключиться на что-то веселое, например, полистать ленту соцсети. Но ключ к успеху в том, чтобы выдерживать эту «скуку» и не бороться с ней, продолжая следовать своей цели.
Соедините на одной руке большой и указательный палец, а на другой — большой и мизинец. Затем по очереди меняйте палец, который соединяется с большим, поочередно: от указательного к мизинцу, а на другой руке — от мизинца к указательному. Звучит просто, но это мало кому удается выполнить с первого раза!
Существуют и другие методики, для которых требуется специальное оборудование. Например, таблицы Шульте, картинки, где нужно найти 10 отличий или прочертить путь из точки А в точку Б, лабиринты, игры с поиском предметов и прочее.
Так как внимание неразрывно связано с другими когнитивными функциями, все эти методы помогают активировать работу мозга, улучшить память, волевой контроль, целенаправленность мышления, развить эмоциональный интеллект. Для детей они очень полезны тем, что улучшают интеллектуальные способности, а для людей постарше — предотвращают возрастные нейродегенеративные заболевания.
Если вам или вашим близким нужна консультация по улучшению когнитивных функций, обратитесь в клинику «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефонам: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики