Чтобы полноценно развиваться, ребенку нужно взаимодействовать не только с родителями, но и со сверстниками. Эффективная коммуникация улучшает навыки личностного роста, облегчает период адаптации в новом коллективе, положительно влияет на формирование дружелюбия, чуткости, отзывчивости.
Бывает так, что дети замыкаются в себе и отказываются от межличностного взаимодействия. На вопросы взрослых или ровесников они отвечают тишиной, некоторые даже убегают и прячутся. Чтобы разобраться в причинах подобного поведения, рекомендуется проконсультироваться со специалистом в области психологии.
Врачи клиники психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» выявят проблему на ранней стадии, подберут необходимую терапию для ее устранения и нормальной социализации ребенка. Для записи на прием звоните по телефону +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
Существуют определенные нормы коммуникации, соответствующие разным возрастам. Например, малышам до 3 лет не требуется активное общение со сверстниками, главными потребностями в этот период является родительская любовь и забота.
Регулярные походы в гости к семьям, где есть дети, прогулки в парках и на детских площадках способствуют зарождению первых коммуникативных навыков, однако в этом возрасте ребенок еще не способен полноценно общаться с окружающими, зачастую демонстрирует нежелание делиться своими игрушками, уступать качели и т. д.
Постепенно малыш взрослеет, и ситуация меняется. Ясельные группы детсада можно назвать первой ступенью социализации. Ребенок начинает проявлять интерес к другим членам коллектива, играет в командные и ролевые игры. Межличностное общение способствует более быстрому развитию речи и активному росту словарного запаса.
Дети, посещающие старшую группу сада, ощущают себя причастными к социуму. Они активно подражают окружающим, в том числе и взрослым, помогают друг другу, демонстрируют самостоятельность, появляется конкуренция в различных вопросах. При этом коммуникация не ограничивается детским садом, ребята играют вместе на улице, ходят в гости, встречаются на праздничных мероприятиях.
Осознание дружбы появляется в 6–7 лет, когда ребенок поступает в школу. В этот период дети испытывает разнообразные эмоции в отношении сверстников. Симпатия может сменяться резким негативом, благодарность — обидчивостью и т. д. Это норма, поскольку у школьника начинается новый этап личностного развития и социального взаимодействия.
В переходном периоде общение подростков близко к межличностным взаимоотношениям взрослых. Они стремятся к независимости и самостоятельности, стараются без помощи родителей решать возникающие проблемы. В это время возможна первая влюбленность, романтическая привязанность, отличающаяся максимализмом и чрезмерной мечтательностью.
Если малыш детсадовского возраста отказывается играть с другими детками, не заводит новые знакомства на детских площадках, часто капризничает, рекомендуется проконсультироваться с психологом. Школьники способны делиться с родителями своими проблемами. Если они говорят, что им трудно общаться с одноклассниками, что их никто не понимает, большую часть времени они проводят в одиночестве, не стоит игнорировать подобное поведение. Позвоните по телефону или оставьте заявку на обратный звонок:
Скидка 10%!
Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Родители не всегда могут понять, почему их ребенок отказывается от общения. Подобное поведение может сигнализировать о развитии патологии, быть следствием неблагополучной семейной обстановки. Среди наиболее часто встречающихся факторов отказа от межличностного взаимодействия психологи называют:
Бывает так, что у ребенка умер любимый котенок, и родители не придали этому значению. Однако в силу большой привязанности для маленького индивида этот случай может стать настоящей психологической травмой, которая в будущем повлечет за собой проблемы в общении.
При наличии расстройств психики выстраивать разговор со сверстниками не получается из-за особенностей развития. В таком случае нельзя откладывать визит к специалисту, чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем больше шансов на успешное преодоление нарушений. Ломака Владимир Владимирович
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Врач-психиатр
При незначительных сложностях в общении родители могут справиться с ними самостоятельно, если приложат некоторые усилия. Следует спокойно поговорить с ребенком, постараться понять, почему ему сложно общаться с другими детками.
Нужно узнать, с кем ему приятно играть, а кто из знакомых ему менее симпатичен и почему. Если он отказывается гулять на площадке, потому что там есть мальчики и девочки, которые дерутся и отбирают игрушки, это вполне нормально, поскольку подобное поведение мало кому подарит радость.
Рекомендуется больше общаться с друзьями и родственниками, у которых есть дети, организовывать совместные прогулки, походы, посещать кафе, выставки, игровые комнаты.
Также взрослые должны своим примером показывать, как нужно разговаривать, как правильно начинать беседу. Следует сказать ребенку о том, что совсем не обязательно общаться с тем, кто ему не нравится.
Оскорблениям и унижениям не место в общении с ребенком. Применение подобных методов только усугубит ситуацию, и малыш замкнется в себе еще больше. Дети не обязаны соответствовать родительским ожиданиям, каждый из них индивидуален.
Психологи рекомендуют уделять достаточное количество времени своим детям, активно беседовать с ними, узнавать, что им интересно. Также желательно читать книги, обучать их сюжетным играм, поручать несложные бытовые дела, например, протереть пыль на столике, сложить вещи в шкаф, собрать игрушки.
Не стоит чрезмерно ограничивать свободу ребенка на улице. О безопасности забывать нельзя, но и обрывать каждый шаг, закладывая основу для формирования повышенной тревожности, не стоит.
Преодолению застенчивости способствуют занятия по интересам. Можно отдать малыша на танцы или в художественный кружок, где он будет общаться со сверстниками и заниматься приятным делом.
Если подобные рекомендации не приводят к улучшению ситуации или у ребенка наблюдается заметное отставание в психическом, речевом или физическом развитии, позвоните в клинику «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по номеру +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32 и запишитесь на консультацию.
Своевременное начало работы над устранением проблемы позволяет улучшить качество жизни несовершеннолетнего и членов его семьи. Как правило, психологи подбирают коррекционные методики в индивидуальном порядке после проведения диагностики.
Ломака Владимир Владимирович
Врач-психиатр
В нашей клинике работают дипломированные специалисты с огромным опытом лечебной практики