Публичные выступления являются неотъемлемой частью очного обучения. Презентовать доклад, прочитать стихотворение, решить пример нужно на глазах сверстников. Некоторые дети относятся к подобным событиям спокойно, а другие испытывают сильную тревогу. Страх ответов у доски приводит к снижению успеваемости, проблемам с самооценкой и коммуникацией.
Ситуация требует профессионального индивидуального подхода. Обратиться за консультацией можно в клинику психического здоровья «КОГНИТИВ-ПЛЮС» по телефону +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32. Мы работаем со взрослыми и детьми от 8 лет.
Страх ответов у доски имеет под собой весомые причины, но последние не всегда лежат на поверхности. Психологи выделяют:
Недостаточный уровень подготовки. Посредством выступления на уроке ученик демонстрирует знания. Если школьник не ориентируется в теме, то испытывает страх быть осмеянным или получить низкую отметку.
Отсутствие опыта работы на публике. Фобия, свойственная учащимся младших классов, которые только начинают образовательный процесс.
Черты личности. Некоторым детям требуется значительно больше времени на адаптацию в коллективе. Нерешительность, замкнутость и интроверсия могут сказаться отрицательно.
Травматический психологический опыт. Осуждение со стороны преподавателя или одноклассников воспринимается болезненно. Одной ситуации достаточно, чтобы внутри зародилась неуверенность.
Сложная семейная динамика. Фобия свойственна детям, испытывающим насилие со стороны родителей. Реакция может быть следствием недостатка внимания от взрослых из-за занятости на работе.
Перфекционизм. Высокие требования к себе заставляют критически относится к выступлению. Любые ошибки, незначительные оплошности и заминки расстраивают школьника.
Существуют более серьезные предпосылки. Например, психические расстройства, связанные с социализацией. Как правило, они проявляются комплексом патологических симптомов и всегда нуждаются в грамотном лечении.
Тревожные сигналы для родителей
Дети со здоровой психикой адаптируются к новым условиям при поддержке взрослых. Некоторым требуется совсем немного времени, а кому-то продолжительный период. Обратиться к специалисту без промедлений стоит, если:
ребенок не хочет посещать школу — любое упоминание о занятиях вызывает негативную реакцию;
наблюдаются перепады настроения без объективных причин — плаксивость, чрезмерное возбуждение, агрессия;
школьник жалуется на головные боли, нарушения сердечного ритма, расстройства пищеварения из-за нервного перенапряжения;
есть подозрения в наличии патологических факторов, повлекших фобию.
КОНСУЛЬТАЦИЯ КРУГЛОСУТОЧНО!
Применяем современные эффективные методы лечения расстройств личности!Индивидуальный подход! Гарантия анонимности!
Не стоит игнорировать происходящее, ведь без своевременных мер картина усугубляется. Последствия:
резкое снижение успеваемости;
потеря статуса в детском коллективе;
формирование неверного представления об умственных способностях ученика у преподавателей;
травля со стороны сверстников.
Со временем развиваются тревожно-депрессивные расстройства, негативно влияющие на дальнейшую жизнь. В пубертатном периоде подростки особенно остро воспринимают отрыв от коллектива, испытывают страдания и думают о суициде. Отмечаются проблемы с социализацией, что повышает риски зависимостей от химических веществ или видеоигр. Дети избегают общества, изолируются, закрываются от близких.
Как справиться со страхом?
Эффективность методов для преодоления тревожности зависит от первопричины. Что можно делать:
поддерживать детей в любых начинаниях, заряжать их на успех, спокойно относиться к неудачам;
подобрать творческие кружки по интересам — рисование, занятия музыкой, театральную студию;
проводить больше времени вместе с семьей, взять за правило ежедневно общаться со школьником о текущих событиях;
обратиться за поддержкой к преподавателям и получить их мнение касательно ситуации;
заранее репетировать выступление у доски в спокойной домашней обстановке;
учиться техникам расслабления;
работать над атмосферой в семье, избегая конфликтов, грубости, выяснения отношений при детях.
Важно постепенно формировать самооценку, желательно с раннего возраста. Нельзя давить на школьника, критиковать его за тревогу, наказывать за неудачные проявления личности на публике.
Хорошо работают дыхательные техники, медитация, мышечная релаксация. Эти методики способствуют купированию мышечного напряжения, проясняют мысли, помогают абстрагироваться. Интересный вариант психологической поддержки — особые ритуалы. Например, монетка на удачу или счастливый свитер.
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Психотерапевтическое лечение страха отвечать у доски
Грамотный психотерапевт оценит состояние ребенка в процессе беседы. Он поможет разобраться в причинах происходящего, подберет индивидуальную программу. Общение со специалистом осуществляется наедине с маленьким пациентом или в присутствии родителей. Возможные варианты терапии:
Когнитивно-поведенческая. Одна из лучших техник, направленная на преодоление фобий. Она базируется на поиске негативных психологических паттернов. После устранения триггеров меняется и само поведение. Это положительно сказывается на обучении, самореализации, когнитивных навыках.
Психоанализ. Изучает мотивы и конфликты, влияющие на поведение. Психотерапевт выявляет скрытые аспекты, неочевидные для пациента. Он использует свободные ассоциации, анализирует детские рисунки, сновидения, воспоминания.
Десенсибилизация и переработка движением глаз. Метод помощи для тех, кто страдает от последствий психотравмирующих событий. Применяется к детям, столкнувшимся с жесткостью, безразличием, разводом родителей, потерей близкого человека.
Эмоционально-образная терапия. Работа над эмоциональным состоянием разрешает внутреннее напряжение. Дети снова обретают уверенность в себе, не боятся самовыражаться, быстрее привыкают к незнакомому окружению без ущерба для психологического комфорта.
Подобрать оптимальную программу и задать интересующие вопросы можно специалистам «КОГНИТИВ-ПЛЮС». Наши телефоны: +7 (495) 136-27-72 и 8 (800) 600-45-32.
Заключение
Страх отвечать у доски проявляется повышенной потливостью, активным сердцебиением, спазмами в животе. Он мешает формулировать мысли, не дает применять когнитивные способности в полной мере. Психология и психотерапия располагают достаточным арсеналом методик, эффективных вне зависимости от сложности случая. Главное, не затягивать обращение к врачу и поддерживать ребенка на каждом этапе.
Литература:
Мастерство психологического консультирования / под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб. : Речь, 2006. – 240 с.
Практическая психология / М.К. Тутушкина, [и др.] ; под ред. М.К. Тутушкиной. – М. : Дидактика Плюс, 2001. – 308 с.
Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб. : Речь, 2007. – 352 с.
В «Когнитив-Плюс» лечился от бессонницы. Понравилось, что там стараются обойтись без лекарств, а пытаются найти причины. После проработки своих психологических проблем я снова стал хорошо спать.
Сергей Васильев
Лечение бессонницы
После тяжелого развода потеряла интерес к жизни, почти не выходила из дома. Подруга уговорила меня сходить в «Когнитив-Плюс», а там врачи вернули меня в норму, помогли понять, что жизнь продолжается и в ней будет много хорошего.
Александра Давыдова
Лечение депрессии
О клинике психического здоровья "Когнитив-Плюс" узнала по отзывам в Интернете. Искала клинику для лечения мамы с диагнозом деменция. На первичную консультацию записались быстро. Врач уважительна и тактична. Подобрали лекарства маме, объяснили нам, как правильно себя вести. Мама стала спокойнее, а нам стало проще с ней договариваться. Для человека в возрасте и его семьи такой результат многого значит. Спасибо!
Дарья Воронцова
Лечение деменции
В Когнитив Плюс привели сына. До 7 класса Коля нормально ладил с одноклассниками. А потом «не понравился» мальчику из класса постарше. Тот сначала «доставал» сына со своими друзьями, а потом к травле присоединились одноклассники. Сын стал прогуливать школу, даже пытался сбежать из дома. Перевод в другую школу помог слабо: там его не травили, но сынок держался обособленно, боялся сходиться с другими детьми. После занятий в Когнитив-Плюс сынок смог снова поверить в себя, поддерживать отношения в коллективе и не бояться дружить.
Антон Лукин
Лечение самооценки
У дедушки шизофрения. С возрастом его состояние ухудшалось все сильнее и сильнее. Обратились в клинику «Когнитив-Плюс». На консультации нам рассказали, что можно сделать. Предложили комплекс медикаментозной и психологической помощи, некоторые физиопроцедуры. Благодаря старанию врачей удалось стабилизировать состояние. Дедушка стал более адекватным, и нам с ним стало проще. Спасибо врачам!